Рейтинг@Mail.ru
Рождественский сочельник. Традиции и рецепты - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Рождественский сочельник. Традиции и рецепты

Читать ria.ru в
Дзен
Подготовка к празднику Рождества начинается за сорок дней - это Рождественский пост. Последний день перед праздником называется сочельником (от слова «сочиво» - особое сладкое кушанье из зерен), и в этот день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения (конечно, только тем, кому это по силам)...

Звезду Суворову Александру Васильевичу!

Помните, как несколько лет назад на телеэкранах регулярно возникала картина шумного пира? Звенели бокалы и сверкали приборы... И только один человек молчал и ничего не ел. И был этот человек - прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он так выделялся на фоне веселого застолья, что это заметила сама императрица. «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя», - тихо объяснил генералиссимус. Конечно, после широкого жеста и дара Екатерины Второй - он поднимает бокал. Но, действительно, пирушка происходила в сочельник - в день самого строгого поста перед Рождеством Христовым. Как же считал нужным вести себя Суворов?

Самый строгий день поста

Подготовка к празднику Рождества начинается за сорок дней - это Рождественский пост. Последний день перед праздником называется сочельником (от слова «сочиво» - особое сладкое кушанье из зерен), и в этот день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения (конечно, только тем, кому это по силам). По традиции трапеза начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.

Церковный устав не упоминает об этой традиции, но предписывает пост до выноса свечи на  службе. Священники и верующие поют тропарь Рождеству Христову перед зажженной свечей. В наши дни эта служба совершается утром, поэтому вкушать пищу можно по окончании Божественной Литургии.

«В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели, - писал русский писатель-эмигрант И. С. Шмелев в романе «Лето Господне». - Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон - другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро... В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет.
Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул».

В древней церкви литургию - главное богослужение, на котором совершается пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы, - в Рождественский сочельник служили вечером. Перед причастием не следует ни есть, ни пить; есть благочестивый обычай в любой день начинать есть не раньше, чем закончится литургия. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день, хотя служба теперь совершается утром.

Как же приготовить сочиво?

Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.

Однако пост еще не закончился, торжественное праздничное богослужение еще впереди, поэтому рождественский гусь, холодцы и колбасы будут позже - и в день Рождества, и на Святках.

А как приготовиться самому?

Последние пять дней поста целиком посвящены подготовке к празднику. Замечательно, что богослужения этих дней чем-то похожи на предпасхальные - службы Страстной седмицы. Это помогает помнить не только о внешнем и благостном - украшении дома, подарках, волах и ослах над яслями, в которых лежит Младенец Иисус, - но и о том, ради чего Христос пришел в мир: Боговоплощение, может быть, было для Него не меньшим Крестом, чем Крест Голгофский.

Но постепенно грустное настроение уступает место радости и ликованию. Если раньше Церковь раскрывала в песнопениях тайну снисхождения Бога на землю, теперь она говорит о земных обстоятельствах этого события - трогательных и удивительных.

Уже на службе сочельника читается множество отрывков из Евангелия, повествующих о Рождестве Христовом. Это как бы лучи, проникающие из светлого дня праздника. Читаются и пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник, поэтому домой мы уносим трепетную радость и ожидание.

Все справки >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала