Татьяна Становая, Центр политических технологий - для РИА Новости.
1 января исполнится ровно год "газовой войне" между Россией и Украиной: пересмотр энергетической политики на постсоветском пространстве позволил России перейти почти со всеми странами на рыночные отношения. Как ни парадоксально, но именно это во многом способствовало преодолению кризиса отношений между Россией и Украиной: провалы "оранжевых" во внешней политике способствовали их резкому политическому ослаблению внутри Украины.
Отключения газа 1 января 2006 года стало шоком для Украины, европейских потребителей и многомиллионных зрителей "шокотерапии", которую проводила Москва на постсоветском пространстве. Тогда много критики обрушилось в адрес России, которую обвинили в использовании газа в качестве политического оружия. Отношения России и Украины в тот момент достигли пика кризиса. В стране намечались парламентские выборы, в преддверии которых США отменили поправку Джексона-Вэника, подписали протокол о вступлении в ВТО, вопреки всем традициям: Украина на тот момент еще не приняла всех необходимых законопроектов. Страна продолжала оставаться полем геополитической схватки между Востоком и Западом. На фоне этой схватки позиция Москвы была вполне понятна: какой резон субсидировать экономику страны, чьим геополитическим приоритетом является вступление в НАТО?
На тот момент, казалось, что кризис затянется на несколько лет, по аналогии с Грузией, в отношениях с которой (если можно это назвать отношениями) "просвета" не видно до сих пор. Однако, подводя итоги года, можно сейчас с уверенностью сказать, что в очередном раунде геополитической схватки за Украину Запад проиграл, открыв России путь к оптимизации отношений с Киевом.
"Оранжевые" в течение года "уверенно" сдавали свои позиции внутри власти. Сначала пропрезидентский блок "Наша Украина" и БЮТ проиграли парламентские выборы, уступив лидерство "Регионам Украины" во главе с Виктором Януковичем. Затем шли многомесячные переговоры о создании парламентской коалиции в условиях вступившей в силу конституционной реформы, значительно ослабившей положение президента Виктора Ющенко. Ющенко, в свою очередь, тщетно пытаясь сохранить контроль над исполнительной властью, не допустив на пост премьер-министра неуправляемую популистку Юлию Тимошенко, упустил момент создания коалиции с "регионалами" на выгодных для себя условиях. В итоге он проиграл все: Партия регионов вместе с социалистами и коммунистами создали свою коалицию, навязав себя президенту и быстро начав экспансию внутри властных структур, а также в отношении президентских прерогатив, таких как внешняя политика.
Внешняя политика все активнее "ускользает" от президента. Инициативу о ведении переговоров с Западом и Россией перехватывает премьер. Виктор Янукович не форсирует евроатлантический вектор, соблюдая баланс интересов между "оранжистами" внутри страны и российским фактором. Да и сам Запад, раздав некоторые авансы доверия Украине, вскоре четко дал понять, что в ЕС она в обозримой перспективе не вступит. Как следствие: "западнический" вектор перестал быть "идеологией" власти, что ослабило раздражение Москвы. Политика Киева стала гораздо более прагматичной, не исключающей участие и в пророссийских проектах, таких как Единое экономическое пространство.
Конкуренция между быстро слабеющим Ющенко и укрепляющимся Януковичем очень выгодна России: именно в таком формате диалог с Киевом оказывается наиболее эффективным. Виктор Янукович, который в действительности не является пророссийским политиком, вынужден в большей степени сближаться с Россией и быстро находить компромиссы, опасаясь, что промахи в этом направлении будут использованы его политическим конкурентами. За время его руководства кабинетом министров, России удалось добиться фактического снятия "блокады" Приднестровья, а также продлить газовые контракты на приемлемых условиях. Напомним, что по соглашениям, заключенным по итогам "газовой войны", Россия на пять лет обеспечила себе фиксированные цены на транзит газа, отвязав их от стоимости газа для Украины. Это был главный итог "газовой войны": стратегической линией Кремля сейчас является снижение зависимости от транзитных территорий. Эта задача лежит сейчас и в основе кризиса отношений с Белоруссией, давно отказывающей "Газпрому" в создании СП с "Белтрансгазом".
В свою очередь, Янукович добился того, что газ для страны будет стоить всего $135 за тыс кубометров - одна из самых низких цен на постсоветском пространстве. Правда, "помог" ему в этом умерший президент Туркмении Сапармурат Ниязов, поднявший для России цены на свой газ до $100 за тыс куб. Россия, опасаясь потерять монополию на экспорт газа в Украину, была вынуждена продавать газ на грани себестоимости.
В Новый год Россия и Украина входят в состоянии стабилизации отношений. Недавно состоявшийся визит президента России Владимира Путина доказывает это. Резкое ослабление "оранжевых" внутри страны в лице президента Виктора Ющенко позволило Владимиру Путину переориентировать свои дипломатические усилия с главы государства на премьер-министра, одновременно поддержав "дуархию".
Однако и прорыва в отношениях России и Украины не произошло, да и не могло произойти: сейчас обеим странам выгодно поддерживать "худой мир", не форсируя разногласия. В ближайшее время стабилизация сохранится. Однако как только власть в Украине станет менее конфликтной внутри и восстановится доминирование одной из сторон (будь то "оранжевые" или "регионалы"), отношения могут вновь обостриться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции