Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
Главное украшение новогоднего вечера в современной России это зеленая елка, центр застолья - блины с черной и красной икрой, шампанское, а главный гость - Дед Мороз с мешком подарков.
Если рыба и икра венчают праздничный стол уже полторы тысячи лет, со времен Древней Руси, то елка пришла в Россию сравнительно недавно всего 200 лет назад из Германии.
Этот обычай ввела в быт жена императора Николая I , императрица Александра Федоровна. На самом деле она была немка, и традицию украшать дом зелеными ветками помнила с детства.
Так немцы встречали Рождество Христа.
Зеленые ветки подразумевали сразу несколько сакральных моментов: зеленый свет Вифлеемской звезды, которая появилась на небе в час рождения Христа, звезда указала путь волхвам, которые принесли младенцу дары. Вот почему на макушке ёлки - звезда! Одновременно зеленые еловые ветки напоминали верующим о встрече Христа в Иерусалиме, когда народ стелил зеленые пальмовые листья под ноги белой ослицы, на которой ехал спаситель.
Елка понималась поначалу как деталь праздничного застолья, как эстетический гарнир к пище.
Так вот, первыми немецкий обычай далекой Германии подхватили в России при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие елочки стали украшать столы в Зимнем дворце в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство.
Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить друг другу подарки, которые клали у этой же елочки на столике, или вешали на ее колючие ветки.
Подарков было много, и для царского праздника со временем понадобились елочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли зеленую лесную настоящую красавицу, на которой легко поместились подарки для всей царской семьи и детей.
Кто распорядился заменить хрупкие веточки лесной ёлкой неизвестно, скорее всего, сам император.
Здесь же в изнеженной дымке немецких грез Петербурга появилась особая культура елочных украшений, где на ветках вдруг засияли звезды, хлопушки, орехи в золоченой фольге и прочий трогательный космос.
Итак, во дворце появилась ёлка, украшенная как придворная дама.
Красота!
Это явление колючего дерева в семье императора было всеми замечено. О ёлке заговорили так, словно речь шла о пальме. Все придворные тоже захотели иметь такую же, точно такую же ёлку и уже через год мода на ель зеленым пожаром охватила весь Петербург, а уже оттуда распространилась и на всю Россию.
Тем более что в Зимний дворец было принято пускать с улицы всех желающих петербуржцев разделить с царем новогодний праздник (но не больше 4000 человек).
Царские елочки для царских детей и взрослых на парадных столах и огромную ель в центре бального зала увидели тысячи глаз.
Елка мгновенно стала кумиром русского сердца.
И вот почему.
Ее колючая вечнозеленая тайна удивительно рифмовалась с холодной русской зимой и миром славянской души, которая так пылко отозвалась на идею превратить жестокое дерево в нежную пленницу счастья. Не надо забывать, что русские родились как народ лесных рыбаков и пахарей посреди огромного русского леса. И тот древний лес вошел в ментальность россиян как языческое чудовище. Христианство для этого дикого леса стало видением райского сада, - мечтой чащи о цивилизованном парке.
Вот отчего украшенная елка так дорога россиянам, причем, в Москве предпочитают купить живую ёлку, а не искусственную. Ель должна обязательно пахнуть еловым духом. А синтетические красотки не пахнут.
Напомним, что русские встречают Рождество Христа отдельно от Европы, не 25 декабря, а 7 января, а вот Новый год празднуют вместе.
Еще один непременный русский обычай встречать Новый год с детьми, больше того считается, что это в первую очередь праздник детворы, а это привносит в застолье элементы детского театра.
Взрослые вместе с детьми, взявшись за руки, ходят вокруг елки и напевают песенку: В лесу родилась ёлочка....
О, без этой песенки о елочке, которая родилась в зимнем лесу, русские бы осиротели.
Это самый главный шлягер страны.
Вот ее текст. Я помню его наизусть с раннего детства.
В лесу родилась елочка
В лесу она росла
Зимой и летом стройная
Зеленая была
Метель ей пела песенку
Спи елка, баю бай
Мороз снежком окутывал
Смотри, не замерзай
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит
Везет лошадка дровенки
А в дровнях мужичок
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок
Тут мы все дружно начинали реветь, и тогда в круг выбегала наш воспитатель - дело было давно, в детском саду, - и кричала истошной радостью:
И вот она нарядная!
На праздник наш пришла!
И много, много радости!
Детишкам принесла!
Кто написал эти стихи, долго никто не знал.
Революция отменила елку как буржуазный пережиток, а декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введен новый стиль, с разницей между старым в 13 дней.
Это было самое мрачное время для детворы и родителей.
Новый год был обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно - завтра на смену. Никаких подарков. Никаких елок, купить которых стало невозможно, а привезти из лесу даже и опасно.
Булгаков был первым, кто дерзнул напомнить москвичам о красоте царского времени.
Ах! В начале второго акта, на легендарном спектакле МХАТА «Дни Турбиных» зрители видели на сцене живую новогоднюю елку в свечах и лентах, слышали запах горящих восковых свечек в зеленой хвое.
В зале случались обмороки.
По распоряжению дирекции у театра во время спектакля дежурила скорая помощь.
Смею предположить, что именно тогда, увидев на сцене зеленую роскошь и услышав всхлип зала, Сталин (который, как известно, приезжал на спектакль не меньше 15 раз!) принял решение вернуть елку в наши дома. Команду вернуть новогодний праздник дали в Кремле в самый страшный год террора.
10 января 1937 года первая советская елка была поставлена в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров. Репортаж из зала показали в киножурнале «Советский Союз». И уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский пример.
Война помешала усилить блеск новогодья.
Настоящий культ нового года возник в СССР, когда в 1947 году день 1 января был, наконец, объявлен нерабочим днем как в славные дореволюционные времена.
Тут случилось необъяснимое.
Последовал настоящий взрыв обожания новогодья, культ елки и новогоднего праздника, ставшего самым ярким праздником года.
С елкой к нам вернулась атмосфера маскарада, культура фейерверков, подарков, новогодних открыток, елочных игрушек. Вернулись сладости детского сердца. Пряники в виде рожиц с глазами изюма. Леденцовые петушки... Немецкая елка стала главным трофеем выигранной войны. По сути, только в атмосфере елочных хороводов реализовалась мечта советского народа о безоблачном счастье.
Я до сих пор вспоминаю те новогодние елки, те пакеты с конфетами и парой мандаринок как самые счастливые дни своей жизни.
Елка стала символом детства для каждого человека, а запах ее хвои и блеск новогодних игрушек золотым запасом души.
К этому времени имя таинственные инициалы А.Э. - под ними спрятался автор стихов о Ёлке, - были разгаданы и все узнали, что сочинила прелестный стишок поэтесса Раиса Адамовна Кудашева, которая была в то время еще жива и работала скромным библиотекарем. Ей было уже за 60 лет.
В молодости она написала для детей множество стихов, сказок и рассказов, и всегда подписывалась псевдонимами.
«Я не хотела быть известной, но не писать не могла», говорила Кудашева.
Что ж, гений реет, где хочет, и однажды он озарил огненным жаром крыла душу молодой поэтессы для детей.
О чем же ее незамысловатая песенка?
Во первых, она о невесте, убранной в снежную вуаль, которую родители против воли отдают в жены мужичку с топором. Это вид на снежную свадьбу постылого брака.
Во вторых, это языческое жертвоприношение девушки богам древнего леса, жестокому Перуну. Это вид на зеленый костер в снегу.
В третьих, это милая сутолока детского космоса, где царит одушевленность всех явлений природы, где метель заботлива словно мать, заяц трусоват, волк зол, а елка живая. Это вид на мир, где нет смерти.
И, наконец, самое главное.
Елка - это младенец Христос в сугробе собственной участи, малютка в снегу, зеленый агнец, срубленный римским топором, которого влекут в оковах к месту казни, на кресте (как елку на крестовине). Но, о чудо! распятый Христос воскресает на радость всему миру и Спасителем взлетает в небесный чертог. Это вид на распятие и воскресение Христово в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции