Леонид Млечин, для РИА Новости.
В первоначальный проект отчетного доклада ЦК КПСС ХХVI съезду партии вписали фразу о коррупции в здравоохранении. Брежнев спросил:
- Неужели это правда? Неужели до этого докатились?
Помощники, готовившие текст, подтвердили, что дело обстоит именно так. Не стеснявшийся в выражениях Александров-Агентов добавил:
- Знаете, Леонид Ильич, даже в Центральной клинической больнице есть твердо установленная такса - сколько за какую операцию давать "на лапу".
Брежнев удивленно покачал головой. В окончательном варианте текста этот пассаж, вычеркнутый Сусловым и Андроповым, исчез.
Возмущавшийся коррупцией Александр Михайлович Александров-Агентов был помощником генерального секретаря по международным делам. Вот, как описывают его собственную жизнь старые друзья:
"Машина с водителями, комфортабельная дача круглый год с превосходным питанием в столовой за символическую плату, "кремлевская столовая" на улице Грановского, отдых в лучших цековских санаториях, в том числе и "у друзей" за рубежом. К тому же вскоре потекли ручейки всяческих подношений из различных краев и республик, которые хозяйка дома иногда демонстрировала нам.
Огромная пятикомнатная квартира на улице Горького, обставленная стильной мебелью, с гарнитуром, обитым шелковым штофом, многочисленные украшения в виде бронзовых или фарфоровых статуэток, хрусталя и картин завершали вид богатого, процветающего дома... Трудности нашей жизни открывали неожиданные возможности. Оказывается, можно было поделиться талонами в "кремлевскую столовую" с вдовой престижного художника и задешево приобрести его картины, которым нашлось бы место в небольших музеях...
Наши знакомые откровенно упивались открывшимися перед ними райскими возможностями, хотя и любили говорить, что "ничем не пользуются", имея, очевидно, в виду то, что они могли бы намного расширить сферу своих возможностей..."
Привилегии того времени невозможно сравнивать с положением нынешнего начальства, живущего на широкую ногу. Но у остальных граждан социалистического государства не было ничего - и никакой возможности купить то, что им нужно. Сегодня размер тогдашних взяток кажется смехотворным, так ведь и уровень жизни был иным. Министр культуры Екатерина Фурцева, по словам певицы Галины Вишневской, охотно принимала подношения от артистов:
"Предпочитала брать валютой, что могу засвидетельствовать сама: в Париже, во время гастролей Большого театра, положила ей в руку четыреста долларов - весь мой гонорар за сорок дней гастролей, так как получала, как и все артисты театра, десять долларов в день.
Просто дала ей взятку, чтобы выпускали меня за границу по моим же контрактам (а то ведь бывало и так: контракт мой, а едет по нему другая певица). Я от волнения вся испариной покрылась, но она спокойно, привычно взяла и сказала:
- Спасибо..."
И при Сталине была коррупция, но тогда важнее всего было выжить, не угодить на Лубянку. При Хрущеве, который постоянно ломал вертикаль власти и тасовал руководящие кадры, - надо было сохранить должность, остаться в номенклатуре. А Брежнев руководствовался простым принципом: живи и давай жить другим.
Партийное руководство обкладывало данью хозяйственных руководителей, брали и наличными, и борзыми щенками. Система поборов была вертикальной - нижестоящие тащили деньги вышестоящим. Вышестоящие брали, чтобы передать еще выше. Но и себя не забывали. В такой атмосфере должности, звания, ордена и даже золотые звезды Героя Социалистического Труда превратились в товар - они продавались. Милиция и прокуратура на местах были ручными, все они были тесно связаны между собой.
Вся эта система пережила перестройку и плавно вошла в нашу новую жизнь.
При Брежневе высокопоставленные чиновники стали ездить за границу, посылали туда своих детей работать, с видимым удовольствием приобщались к материальным достижениям современной цивилизации. В Подмосковье строились роскошные по тем временам дачи, на улицах Москвы появились новенькие иномарки. Чиновная знать охотилась за модной живописью и антиквариатом.
Пример показывал Брежнев. Лидеры крупных стран дарили ему машины или охотничьи ружья. Соратники и подчиненные - золотые часы, вазы, драгоценности. Гонорары, выплаченные Брежневу за написанные от его имени книги и статьи, составили сотни тысяч рублей, фантастические по тем временам деньги. В 1981 году он заплатил партийные взносы со ста двадцати тысяч рублей.
Но рубли как таковые чиновников мало интересовали, потому что покупать, собственно, было нечего. Все выдавали или бесплатно, или платить приходилось сущие пустяки. В извращенной системе бюрократического государства и дефицитной экономике значение имела должность, к ней прилагались материальные блага.
Когда во время Ельцина начнется приватизация и вообще новая экономическая жизнь, страна ахнет:
- Откуда взялась целая армия «прихватизаторов», коррупционеров и воров? Вот к чему привела утрата идеалов, бездуховность...
Наивное объяснение. Это брежневское правление невероятно развратило общество. Сочетание бесконечной лжи и откровенного стремления любыми путями обустроить свою жизнь сформировало спаянный класс чиновников, жаждавших обогащения. Оправившись после потрясений 1991 года, они увидели, какие замечательные возможности открыло им новое время. Они точно так же конвертируют власть в материальные блага, но невиданно увеличился масштаб ценностей. Если раньше речь шла о дачах, машинах, коврах и видеомагнитофонах, то теперь о миллионах и миллиардах долларов.
В центре общественного внимания оказались так называемые олигархи - причем только те, кто пришел со стороны, не выходцы из чиновничьего класса. На них и сфокусирована общественная ненависть. Основное же богатство страны оказалось в руках крупных чиновников, их семей, кланов. Коррупция в брежневские времена приняла широчайший характер, поскольку вся жизнь человека зависела от армии чиновников. И сейчас бизнес невозможен без поддержки властных структур. Точно так же, как в брежневские времена, официальная зарплата чиновника не имеет значения. Главное - должность и власть, которые рождают деньги. Сохранилась и привычка безнаказанно и нагло врать, уверяя всех, что получают они ровно столько, сколько положено от государства.
Все это люди, которые при Брежневе были сравнительно молодыми и проходили школу профессионального комсомола. Если молодой человек с юности поднаторел в составлении звонких лозунгов, умело организовывал "группы скандирования", ловко отчитывался о массовой посещаемости несуществующей системы комсомольской учебы, если он умел угодить начальству, то какие еще качества ему нужны для успешной карьеры?
Один из руководителей московского управления КГБ рассказывал мне, как в советские времена после приема в Кремле областные начальники поехали к одному из них домой - добавлять. Крепко выпили, и все один за другим стали произносить здравицы в честь первого секретаря московского обкома Василия Конотопа, который с удовольствием это слушал. Один из секретарей обкома произносил свой тост, стоя на коленях перед Конотопом...
Кто знает нравы нынешней номенклатуры, подтвердит: это брежневское наследство осталось с нами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции