Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, РИА Новости.
Российские власти снова подали надежду иностранным компаниям на вхождение в Штокмановский проект. Однако поучаствовать в освоении одного из крупнейших газовых месторождений мира иностранцы смогут только в обмен на "интересные предложения" Газпрому. Российскую монополию интересует доступ к конечным потребителям газа в США и Европе.
В конце прошлой недели президент России Владимир Путин неожиданно объявил, что предложения западных партнеров по участию в разработке Штокмановского месторождения могут быть рассмотрены вновь. «В ходе переговоров с потенциальными партнерами Газпром в обмен на участие в разработке этого крупнейшего в Европе месторождения стремился получить доступ к конечным потребителям природного газа в США и Европе. Однако без особого успеха. Но эта тема не закрыта окончательно. Она может быть вновь рассмотрена в случае получения интересных предложений от зарубежных партнеров»,- заявил Владимир Путин в интервью мексиканскому издателю Марио Васкесу Ранье. В те же дни помощник президента Игорь Шувалов в Вашингтоне и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в Москве также заговорили о возможности и желательности участия иностранных компаний в освоении Штокмана.
Пока, как уточнил Христенко, адекватных Штокману предложений от иностранных компаний не поступило. «Это означает возможность привлечения партнеров в новом качестве: исполнителей важнейших элементов проекта - подрядчиков, и в качестве участников его реализации, просто в другом формате и на других условиях», - пояснил министр. В свою очередь, Шувалов пояснил, что Штокман будет разрабатываться вместе с иностранными компаниями, причем Газпром будет единоличным обладателем лицензии.
Итак, торг вокруг Штокмана получил свое продолжение. Причем российские официальные лица не скрывают, что допуск к одному из последних оставшихся на Земле месторождений такого масштаба - вопрос в большей степени политический, нежели финансовый или технологический. Демонстрация Россией некоторого смягчения позиции по Штокману вполне может оказаться частью большой энергетической игры. Полемизируя с западными партнерами по базовым принципам энергетической безопасности и по вопросу ратификации Договора к Энергетической хартии, Москва использует в качестве аргумента ресурсное богатство России, требуя равных условий в мировом бизнесе. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Россия готова к поискам взаимоприемлемых решений, самому тесному сотрудничеству с западными партнерами при условии, что такое сотрудничество будет взаимовыгодным. Пока это стремление наталкивается на неприятие со стороны партнеров.
Если рассматривать новые российские заявления по Штокману в политическом контексте последних месяцев, то они - явный элемент смягчения противоречий с западными, прежде всего, европейскими партнерами. Не случайно позитивные высказывания российских официальных лиц не только совпали по времени с работой второго заседания Постоянного совета партнерства по энергетике в рамках энергодиалога Россия - ЕС, но и получили развитие из уст его участников. «Страны Евросоюза надеются, что европейские компании будут успешно сотрудничать с Газпромом в разработке Штокмановского месторождения», - заявил в пятницу член Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс. Оптимизм еврочиновника вполне совпадает с сохраняющимся стремлением иностранных компаний войти в проект.
Однако такая возможность появится только в обмен на значимые активы в Европе и, возможно, в США. Сегодня трудно прогнозировать формат и масштаб будущей вовлеченности западных компаний в проект. Речь уже не идет об уступке им 49% участия, как ранее предполагалось. По информации прессы (Коммерсант, 11.12.06), на очередном заседании Совета безопасности РФ 9 декабря обсуждалась новая стратегия государства в освоении российского шельфа. В соответствии с этой стратегией, Кремль при участии Газпрома, «Роснефти» и «Зарубежнефти» намерен создать новую государственную компанию, которая займется разработкой запасов полезных ископаемых на российском шельфе. Оценить перспективы и даже размер планируемой новой российской «шельфовой монополии» можно по масштабу задачи. По данным Минприроды РФ, извлекаемые ресурсы российского шельфа превышают 100 млрд. тонн условного топлива, и в 2020-2030 годах именно они станут новой ресурсной базой добычи углеводородов в России.
Поэтому вряд ли долевое участие иностранных компаний в проекте Штокмана станет сколько-нибудь масштабным - в лучшем случае возможна оплата штокмановским газом предоставления современных технологий добычи. Однако сам факт участия в таком проекте стоит немало. Поэтому логично ожидать действительно интересных предложений со стороны западных претендентов и расценивать сегодняшнюю вспышку интереса к проекту как рождественский подарок со стороны российских властей в продолжающемся политическом торге с Западом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции