О ключевых вопросах внешней и внутренней политики Украины и перспективах украинско-российских отношений с руководителем фракции Партии регионов в Верховной Раде Раисой Богатыревой беседовала корреспондент РИА Новости Анна Вернослова.
- Раиса Васильевна, от каких факторов зависят сегодняшние отношения между Украиной и Россией?
- Каждая из стран выходит в построении своей международной политики из своих национальных интересов. Мы так же очень медленно и боязно ищем свою доктрину национального эгоизма. Объективная ситуация уже исторически определила, что Украина и Россия тесно взаимосвязаны между собой как на экономическом, так и на гуманитарном уровне. Это невозможно скорректировать никакими амбициями того слоя элиты, которая готова под национал-радикальными лозунгами постоянно ходить в военные походы против соседей. Она есть у нас и у вас. Вся она обречена на историческое поражение. Понятно, что между Украиной и Россией есть асимметрия по разным производственным и экономическим показателям и возможностям. Наша задача на сегодняшнем этапе сделать так, чтобы экономики наших стран функционировали на благо и процветание наших народов. И как раз с формированием антикризисной коалиции в Верховной Раде Украины и созданием коалиционного правительства конкретные шаги по нормализации взаимоотношений в сфере гуманитарной и экономической дипломатии продемонстрировали нашу добрую волю к построению дружеских, но в то же время и прагматичных взаимоотношений. Мы, конечно, понимаем, что не все происходит так гладко, но уверены, что в наших взаимоотношениях будет преобладать здравый смысл.
- Какие вопросы украинско-российских отношений являются, на Ваш взгляд, ключевыми, и требуют незамедлительного решения?
- За период предыдущих двух правительств накопилось очень много насущных проблем, которые нужно решать в строчном порядке. В первую очередь это, конечно же, вопросы энергетики, ЕЭП, ЕврАзЕС, сотрудничество в общих экономических проектах. Хотя россияне и отказались от сотрудничества по совместному проекту над АН-70, но у нас остались еще над чем работать. Это космос, расширение возможностей уникального украинского транспортного коридора, обмен наукоемкими технологиями, борьба с терроризмом, торговлей людьми, наркотиками. Думаю, что эти вопросы должны стать ключевыми на ближайших встречах. В конце концов, мы можем выступить инициаторами создания новой системы безопасности в нашем обширном регионе. Здесь слишком много замороженных конфликтов.
- Согласно договоренностям России и Украины Черноморский Флот РФ будет находиться в Крыму до 2017 года. Считаете ли Вы необходимым изменить условия аренды ЧФ РФ территории Крыма? Какова позиция Вашей политической силы в этом вопросе?
- Партия Регионов уже не раз озвучивала позицию, что еще есть время до 2017 года и сейчас не нужно педалировать тему Черноморского флота. В то же время существование инфраструктуры ЧФ в Крыму имеет большое значение для региона. В наших национальных интересах было бы конструктивно согласовать вопросы, связанные с арендной платой, имуществом, землей. Это желательно урегулировать при участии высшего руководства России, в условиях взаимопонимания. Здесь должна работать взвешенная политическая дипломатия. Её решения можно будет использовать для расширения диапазона украинско-российских отношений. Не нужно создавать искусственные проблемы. У нас обоюдный чрезвычайно важный объединяющий интерес - не раствориться в глобальном мире и сделать свои народы счастливыми.
- Как Вы оцениваете украинско-российские договоренности о поставках газа на 2007 год?
- Хотелось бы остаться в ценовой политике прошлых межгосударственных договоренностей. Но, следует согласиться, что нынешние цены это наиболее оптимальный вариант, учитывая, что мировые цены на природные энергоносители растут с каждым месяцем. Понятно, что, говоря о дальнейших отношениях и о прагматизме, Украина не будет иметь привилегий. Рано или поздно мы должны быть готовы к переходу на свободные рыночные цены на газ. За это время надо подготовить экономику страны к тому, что цены будут расти - это неизбежно. В то же время в дальнейшем формирование цены на газ должно быть прозрачным и не может быть предметом закулисных договоренностей - это очень важно как для Украины, так и для России. Естественно, что, договариваясь, мы должны учитывать и позиции европейских потребителей. Наши партнеры в странах ЕС должны быть уверенны, что Украина надежное транзитное государство и будет выполнять все обязательства по международным договорам относительно поставок энергоносителей из России в Европу.
- Нужна ли Украине реформа Конституции? Какая именно и когда?
- Мы уже провели достаточно мощную и системную реформу Конституции. Моё твердое убеждение - Конституция должна априори оставаться именно в этот переходной период демократии максимально стабильной. Изменениями Конституции всегда и в такое время хотят воспользоваться те, кто рвётся вне демократических процедур к власти. Мы должны сегодня, как никогда, тщательно взвесить и проанализировать, что именно в нынешней редакции Конституции не четко прописано. Есть ли дисбаланс отношений между ветвями нынешней власти? Или это проблема только личностей? Работал же президент Ющенко с премьером Ехануровым без единого конфликта и недоразумения! Является ли война аппаратов президента и Кабмина следствием конфликтности самой системы власти в условиях парламентско-президентского сценария управления Украиной, или это происки людей войны, которые только на ней и собирают для себя одиозный урожай. Понимаете, перманентные конфликты уж точно не играют на руку власти и государству вообще. Очевидно, что мы сегодня уже не можем не пойти по пути дальнейшего усовершенствования Конституции - иного выхода нет. Этого желает и президент и элиты вокруг него. Это, в первую очередь, касается реформы местного самоуправления. Я считаю, что дискуссия вокруг отмены конституционной реформы весьма опасна не только в плане падения инвестиционного рейтинга страны, гражданским противостоянием, но и ослабления государственности. В мутной воде этой войны всплывут сепаратизм, этнические, не дай Бог, темы, желание кое-кого предложить свой миротворческий корпус. Поэтому, будем искать новый компромисс - в этом суть политики.
Результаты вступивших на Украине с 1 января 2006 года изменений в Конституцию настолько глобальные, что кратко описать их невозможно. Очевидно, что первым результатом излома единоличной власти должен бы быть институциональный кризис. И он наступил. Мы его предвидели. Но он имеет украинские особенности. Наша элита не имеет еще сильного государственного генома. Она достаточно маргинальна, противоречива и быстро инфицируется. О стране, о силе государства, об ответственности перед национальной историей она думает в перерывах между боями за собственность, потому что политика срослась с властью сиамскими близнецами. Как следствие - сильнейшая коррупция и ползучая теневая экономика. Всё остальное - в позитиве на фоне наблюдаемой эволюции той же элиты в новой модели управления страной. Первое - все учатся искать компромиссы. Нет их - война, потери денег, неконкурентная экономика! Новая модель власти к тому же обязывает подписывать национальный компромисс и, конечно же, между президентом и премьер-министром. Второе - власти приходится все время действовать на открытой площадке. Закулисные игры мгновенно озвучиваются на другой стороне системы сдерживаний и противовесов или же оппозицией. И, наконец, третье, далеко не последнее - власти, поскольку она не монопольная, все труднее будет работать на свой личный карман. Кстати, это и есть наиболее весомая причина борьбы за обвал Конституционной реформы.
- Могут ли оппозиционные силы добиться отмены политреформы на Украине? Как Вы будете этому противодействовать?
- Начну с последнего. Буду. И всегда. Только узурпаторы и темные силы борются против будущего! Как можно говорить одной частью лица о Европейском плане для Украины, а другой - откровенно возвращать диктатуру, такой себе партийно-политический феодализм или, если модно выразиться, средневековый сеньорат. Оппозиционные силы реально, если они не сговорятся с Конституционным Судом, юридически никак не могут обвалить Конституционную реформу. Ее уже нет. Есть Конституция. А Конституционный Суд не может давать оценки о конституционности самой Конституции. Знаете, нельзя быть святее Папы Римского. Вчера той же, кстати, оппозиции не нравился единоправитель страны Леонид Кучма, а сегодня, они все хотят стать Кучмой.
- Какими Вы видите существующие отношения в треугольнике президент - премьер - спикер? Как они могут измениться в перспективе?
- Любой треугольник по своей геометрической конструкции агрессивен. Это математическая аксиома. В политике, благодаря внутренней политической системе балансов, сдерживаний и противовесов, этот треугольник сегодня и рабочий и одновременно конфликтный. У нас есть шанс сохранить его жесткую кристаллическую решетку надолго. Насколько? Не знаю. Очень много зависит от главы государства. Искусству, так сказать, его маневров. Сейчас уже никто не сомневается, что он обладает многими скрытыми ресурсами. Или его новая команда? Что касается отношений премьер-министра Виктора Януковича и спикера парламента Александра Мороза, то до этого они были образцовыми. Понятно, что отсутствие политических традиций, четких партийных и политических ориентиров, молодость демократии, наконец, постоянно будет угрожать нам нестабильностью, главное - это военные действия неконструктивной украинской оппозиции, которая любой ценой, ближайшее время и абсолютно беспощадно стремится к реваншу. Покоя под киевскими каштанами точно не будет. Думаю, что первый этап масштабного конфликта оппозиция попробует развернуть весной 2007 года. Где будет президент? Ответ на этот вопрос и определит развитие нового украинского противостояния. Объединенную власть сместить или запугать нельзя. Вместе с тем, я сторонник политической системы, которая замкнута в квадрат. В отличие от треугольника, о котором Вы меня спросили, в нём есть ещё независимый арбитр - судебная власть. Это самое слабое звено в системе украинской демократии. Поэтому, нам вместо постоянного «дерибана» Конституции, следует сообща думать над глубокой и системной реформой судебной, а, впрочем, и всей правоохранительной системы.
- Раиса Васильевна, какую позицию занимает Ваша политическая сила в Верховной Раде по проекту бюджета на 2007 год? Каким Вы видите Госбюджет на 2007 год?
- Бюджет должен быть насколько возможно прагматичным и объективным отражением возможностей экономики, способности власти к управлению кризисами и стремлению украинского народа жить лучше. То есть, это умение находить и подписывать наиболее важный для страны компромисс. Его природа - антикризисный финансовый инструмент. Цель - социально-экономическая стабилизация. Конечно, до инновационного приоритета в нем еще далеко, как и до бюджета развития. Но это большой и сильный шаг к новой идеологии бюджета. Мы за него будем все бороться. Здесь важно привлечь на свою сторону и президента.
- Каким образом фракция Партии регионов намерена строить свои отношения с партнерами по антикризисной коалиции в Верховной Раде?
- Мы их строим только на партнерской основе. Главное - взаимное доверие. Есть и проблемы. Рабочие. Мы всему учимся. Не поверите, иногда чувствуем себя как на незнакомом поле. Но конфликтов нет. Спросите: ссоримся ли? Да! Еще как. Но всегда расстаемся друзьями. Пока работаем в рамках, так сказать, законодательного регламента. Общей политической программой займемся позже. Сейчас ее изучаем.
Что касается присоединения к коалиции депутатов из других фракций. Мы неоднократно заявляли, что такой вариант рассматривали. Мы понимаем, что некоторые депутаты, которые представляют большой бизнес, не могут быть в оппозиции к правительству - это им просто не выгодно. Они включают в законы экономики очень сильные политические риски. Если сказать точнее - политизируют бизнес. Что противоречит логике самого бизнеса. Мы даже по последнему голосованию по поводу отставки министра внутренних дел Юрия Луценко видим, что, например, во фракции блока Юлии Тимошенко (БЮТ) есть 11 депутатов, которые не хотят голосовать наперекор коалиции. Это прагматичные люди, которые оперируют реальными категориями - закон, государственные интересы и стабильность. Кто против этого, тот враг и своему государству и, соответственно, себе. И, конечно же, мы заинтересованы, чтобы к нам присоединялись и внефракционные депутаты и депутаты из других фракций. И в этом плане мы никогда не отказывались договариваться о широкой коалиции с «Нашей Украиной». Они знают, что у нас двери открыты - так что милости просим за публичный стол переговоров.