1675 - родился Бартоломео Карло Растрелли, итальянский скульптор
Едва основав Петербург, Петр I повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов, чтобы новая российская столица походила на западные города. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли, живший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: вести архитектурные и скульптурные работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому русских мастеров. В начале апреля 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие «...времени даром не теряли и даром не жили». Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо, будущий знаменитый архитектор, чуть ли не на следующий день приступили к работе. Бартоломео Растрелли фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Растрелли (особенно в скульптурных портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели (портреты Петра I, Анны Иоанновны с арапчонком, А.Д.Меншикова). Растрелли создал первый в русском искусстве конный монумент - исполненную величия и официальной торжественности статую Петра I (установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе и работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны. Бартоломео Карло Растрелли и его сын Франческо Бартоломео Растрелли внесли в русскую культуру неоценимый вклад. По проектам Франческо Растрелли (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) возведены Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский - в Царском Селе.
1871 - в Санкт-Петербурге открылась первая выставка передвижников
1871 - в Санкт-Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников).
Первая передвижная выставка Товарищества открылась в залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872 года. Этому событию предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества о месте открытия первой выставки - Петербург или Москва? Окончательное решение данного спора было принято на первом общем собрании членов Товарищества, которое состоялось 16 декабря 1870 года в Петербурге. Голосованием было решено, что местом открытия выставки назначается Петербург. На том же собрании было избрано первое правление. В его состав вошли Н.Н.Ге., Г.Г.Мясоедов, М.К.Клодт, В.Г. Перов, И.Н.Крамской, в качестве кандидата - И.М.Прянишников.
Первая выставка передвижников вызвала бурный отклик. Главная причина состояла в том, что это был первый выход в свет первого в России вольного творческого содружества художников-демократов. Передовая пресса приветствовала просветительский, идейно-демократический характер их искусства. 6 декабря 1871 года И.Н.Крамской писал Ф.А.Васильеву: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит об этом. Это самая крупная городская новость если верить газетам».
Участниками первой передвижной выставки стали В.Ф.Амман, С.Н.Аммосов, А.П. Боголюбов, Н.Н.Ге, К.Ф.Кун, Л.Л.Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Н.Крамской, В.М. Максимов, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М. Прянишников, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин. Первая передвижная выставка была довольно немногочисленной по своему составу. Петербургские обозреватели, отмечая этот факт, обращали внимание на то, что выставка «по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой прежние выставки, в последнее время, видимо, начавшие клониться к упадку». Экспозиция, состоявшая из сорока семи произведений, резко контрастировала с ежегодными академическими выставками, которые в течение ряда лет рассматривались как демонстрация истинных достижений русской школы живописи. При всей немногочисленности состава выставка содержала значительные произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре. На выставке, в частности, были представлены работы Перова («Портрет А.Островского», «Рыболов»), Шишкина («Лес), Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Саврасова «Грачи прилетели». Широкий отклик получила первая выставка передвижников и в Москве. Потом она двинулась по всей России.
1941 - погибла Зоя Анатольевна Космодемьяская
1941 - погибла Зоя Анатольевна Космодемьяская, партизанка, Герой Советского Союза.
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (Гавриловский район Тамбовской области). В 1930 году семья переехала в Москву, где Зоя окончила 9 классов средней школы № 201. В октябре 1941 года добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавший по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. В отряде выполняла сложные и ответственные задания. В конце ноября 1941 года в деревне Петрищево (Рузский район Московской области) отважная партизанка сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня, ночью, при повторной попытке совершить поджоги, была схвачена немецким часовым. Несмотря на жестокие пытки и истязания, партизанка не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами. Стоя у виселицы, Зоя призывала собравшихся у места казни людей к борьбе против фашистов. В час испытаний Космодемьянская выполнила свой долг до конца, отдав жизнь за свободу и независимость страны. За этот подвиг Зое Анатольевне Космодемьянской Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронена Зоя на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятники установлены на Минском шоссе близ деревни Петрищево и в Москве на платформе станции метро «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Мемориальная плита - в деревне Петрищево, на месте первого захоронения Зои. В 201-й школе Москвы и в школе родного села открыты музеи. Имя Зои Космодемьянской носят улицы и школы многих городов и сел, астероид, ей посвящены многие литературные произведения.
1825 - родился Жан Мартен Шарко
1825 - родился Жан Мартен Шарко, французский ученый, врач, один из основоположников невропатологии и психотерапии, создатель клинической школы.
Медицинское образование получил в Париже. С 1860 года - профессор парижского медицинского факультета, с 1862 года - главный врач женской больницы в Сальпетриере, с 1866 года читал здесь привлекшие огромный круг слушателей лекции; в 1872 году занял кафедру патологической анатомии в парижском медицинском факультете. Первые научные работы ученого относятся к области суставного ревматизма и подагры. Затем Шарко занимался изучением пневмонии, с 1862 года - вопросами невропатологии, которую он не только обогатил множеством новых фактов и идей, но открыл в ней новые пути и истинно научные методы исследования. В 1882 году для Шарко была учреждена специальная кафедра нервных болезней. Выдающемуся врачу и ученому принадлежат работы по эпилeпсии, истерии, спинномозговой сухотке, мышечной атрофии, параличах, афазии. Ряд работ Шарко посвящен психологии художественного творчества. На основе изучения гипноза Шарко установил роль внушения в возникновении истерических расстройств. Впервые в широком масштабе применил гипноз как метод лечения истерии. Именем Шарко назван метод гидротерапии - душ Шарко. Это душ «ударного» типа: струя под давлением 2-4 атмосферы бьет из шланга по телу человека с расстояния 3-5 метров. Вода подается через патрубок, подсоединенный к агрегату, в котором холодная вода смешивается с горячей вручную. Температура воды во время курсового лечения постепенно понижается с 36 до 25 градусов Цельсия. Время воздействия - 3-5 минут через день. Курс лечения - около 10 процедур. Душ Шарко помогает в лечении заболеваний внутренних органов, повышает тонус сосудистой системы, воздействует на мышцы, центральную нервную систему, активизируют защитную способность организма.
1906 - родился Роман Лазаревич Кармен
1906 - родился Роман Лазаревич Кармен, кинорежиссер, оператор, журналист, сценарист, народный артист СССР
Роман Кармен родился в Одессе. В 1931 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии. Как кинорепортер особенно раскрылся в годы национально-революционной войны в Испании (1936-1939). На материале, снятом Карменом (совместно с Б.Макасеевым) было создано 22 выпуска кинохроники «К событиям в Испании», документальный фильм «Испания» (1939), в 1968 году - кинопоэма «Гренада, Гренада, Гренада моя...». С конца 1930-х годов выступал как режиссер: «День нового мира», «Седовцы», «В Китае». В годы Великой Отечественной войны возглавлял фронтовые киногруппы, участвовал в съемках фильмов «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Ленинград в борьбе» (1942), «Берлин» (1945). В 1946 году снял фильм «Суд народов» о Нюрнбергском процессе. На материале кинолетописи позднее создал 20-серийную эпопею «Великая Отечественная» (1965), а совместно с американцами фильм «Неизвестная война». Лента стала откровением для западного зрителя, который почти ничего не знал о подвиге советского народа, ставшего главным творцом победы над гитлеровским фашизмом. Кармен - режиссер фильмов «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953) и «Покорители моря» (1959), удостоенных Ленинской премии. Создал первый советский панорамный фильм «Широка страна моя...». Снял фильмы «Вьетнам», «Утро Индии», «Пылающий остров», «Товарищ Берлин», «Пылающий континент». Преподавал в ВГИК (с 1970 года - профессор). Лауреат государственных премий СССР. Награжден многими орденами и медалями. Умер выдающийся кинодокументалист в 1978 году в Москве.
2001 - умер Виктор Петрович Астафьев
2001 - умер Виктор Петрович Астафьев, писатель.
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 году в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева - «До будущей весны». В 1961 году окончил Высшие литературные курсы в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом Александром Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть «Стародуб»), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража»). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон». В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две темы - военная (повести «Пастух и пастушка», «Так хочется жить», пьеса «Прости меня», роман «Прокляты и убиты», автобиографическая повесть «Где-то гремит война») и деревенская (книга повествований «Последний поклон», повесть «Царь-рыба», состоящая из 12 живописных новелл). После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно отойдя от городской суеты. Деревня Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Виктор Астафьев - лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1991 года, Государственной премии РФ, российской независимой премии «Триумф», премии Международного литературного фонда «За честь и достоинство таланта»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Скончался Виктор Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка Красноярского края, похоронен там же.