Михаил Кротов, Генеральный секретарь - руководитель Секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Справка: Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского университета. Был председателем Ленинградской организации общества «Знание». В 1992 году возглавил секретариат тогда еще только создававшейся Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, которым и руководит по сей день. Продолжает преподавать экономику в университете.
О модельных законах
Содружество Независимых Государств служит цивилизованному объединению стран, которым оно же помогло цивилизованно разойтись. У многих есть разочарование по поводу несбывшихся завышенных ожиданий насчет СНГ - думали, что получится второй Советский Союз или по крайней мере Евросоюз. Но достижений у Содружества на самом деле не так уж мало, особенно если иметь в виду, что ему всего 15 лет от роду. Зона свободной торговли, общий рынок труда, общий антинаркотический и антитеррористический фронт, гуманитарное сотрудничество. Что же касается Межпарламентской ассамблеи - это в первую очередь единое правовое поле, сформированное благодаря модельным законам, то есть адаптированным к условиям СНГ международным правовым стандартам. Поэтому участие в Межпарламентской ассамблее не отдаляет национальные парламенты от Европы, а напротив, приближает. Ведь, принимая национальные законы на базе модельных, парламенты приводят свое законодательство в соответствие с европейским. Если просто взять французский или немецкий закон, он у нас в СНГ работать не будет - нет всей соответствующей правовой базы. Поэтому его необходимо адаптировать, и мы ведем эту работу, в том числе по заказу ЕБРР. Цена модельного закона, которую определил Европейский банк реконструкции и развития - 240 тысяч евро. Они заказали нам разработку трех модельных законов для СНГ. Получается, что за время работы Межпарламентская ассамблея стран СНГ выработала интеллектуальной собственности примерно на миллиард евро! Так, например, принятый нами модельный гражданский кодекс целиком лег в основу национального законодательства десяти стран. Мы разрабатываем не только рекомендательные, но и обязательные документы, которые потом подписывают президенты и премьеры стран СНГ. В сравнении с парламентской ассамблеей Совета Европы и ОБСЕ мы гораздо больше даем своим участникам. Это очень полезные организации, но они предпочитают проводить мониторинги и высказывать претензии, а мы - занимаемся конкретным делом, разрабатываем законы.
Об эффективности работы
Говорят, что «только десять процентов соглашений в рамках СНГ работает» - это ерунда. Да, всего принято больше тысячи двухсот соглашений, но среди них есть не только соглашение о зоне свободной торговли, но и решения, например, о праздновании ряда памятных дат. Судьбоносных, определяющих соглашений существует всего тридцать четыре. Но если Грузия ратифицировала только семь из них, мы ведь не можем говорить, что они работают на пятнадцать процентов? Нет, они прекрасно работают, только Грузия в них не участвует. Россия здесь тоже не показывает пример - мы ратифицировали только четырнадцать соглашений, причем из пяти впоследствии вышли. А есть страны, такие, как Белоруссия и Таджикистан, где работают все сто процентов соглашений. Это нормальная практика, точно так же, как не все страны Евросоюза входят в Шенгенское соглашение. Разве это означает, что Шенген вовсе не работает?
О конфликтах между участниками
Мы стремимся концентрировать усилия не на тех проблемах, которые нас разъединяют. Объединяет нас гораздо больше! Это не значит, что мы устраняемся от обсуждения спорных вопросов, не стремимся к разрешению возникающих конфликтов. У нас Армения и Азербайджан впервые сели за один стол, и именно Межпарламентская ассамблея обеспечила прекращение огня в Нагорном Карабахе и освобождение всех военных и заложников в этом конфликте. Бишкекский протокол, подписанный главами парламентов, на сегодняшний день единственный официальный документ, регулирующий карабахскую проблематику. На последнем, двадцать седьмом пленарном заседании Ассамблеи также обсуждались наиболее острые вопросы, такие, как армяно-азербайджанские и российско-грузинские отношения. Конечно, об этом говорят и на пленарном заседании, но продуктивнее получается в более тесном кругу. Специально с этой целью был в свое время создан институт «кавказской четверки», чтобы руководители парламентов Азербайджана, Армении, Грузии и России могли собираться и обсуждать наиболее острые вопросы. Такая встреча состоялась и на сей раз. И может быть, заявления властей Грузии о намерении улучшить ситуацию, решение руководителей Армении и Азербайджана сесть за стол переговоров в ходе минского саммита 28 ноября тоже состоялись благодаря усилиям парламентариев.
Что же касается финансового вопроса...У нас сегодня стопроцентное выполнение долевых взносов странами-участниками. Учитывая то обстоятельство, что Грузия десять лет не платит вообще, все остальные страны просто вносят немного больше. В том числе и те страны, где экономическая ситуация ничуть не лучше грузинской. Деньги, которые вкладываются странами, им же потом и возвращаются. Если Грузия не желает участвовать в «общем котле», хочет за все платить сама - пожалуйста, ей это обойдется намного дороже.
О союзах внутри СНГ
Принято решение глав парламентов стран СНГ, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности, о создании самостоятельной парламентской ассамблеи ОДКБ. Все единодушно попросили Бориса Грызлова взять на себя нелегкий груз по развитию парламентской составляющей ОДКБ. Эта организация будет работать в тесном сотрудничестве с МПА СНГ. Создана она будет на той же базе, то есть в Таврическом дворце Санкт-Петербурга - признанной парламентской столицы СНГ. ОДКБ не может развиваться без соответствующего законодательного обеспечения. Как быть с правом на пересечение межгосударственных границ для решения задач безопасности, как организовать снабжение? Должны ли военно-технические грузы облагаться налогами? Страны ОДКБ идут на унификацию своего законодательства, что может служить примером для других стран СНГ. Но есть серьезные проблемы с ратификацией соглашений по ОДКБ, и Россия, на что мы уже не раз обращали внимание, хуже всех их ратифицирует. Здесь тоже надо задействовать парламентский вектор. Надо не только принять соглашение, например, о выдаче преступников, но и в каждом национальном законе прописать соответствующую норму о необходимости его выполнения.
У каждого объединения должна быть логика. Как экономист могу сказать, что ГУАМ создавался как транспортный союз в обход России. Идею эту подорвали США, профинансировав строительство нефтепровода Баку-Джейхан, теперь уже в обход ГУАМ. Межпарламентская ассамблея ГУАМ пока не структурирована. Пусть будет и ГУАМ, и ОДКБ, и «кавказская четверка». У кого-то выше скорость интеграции, кто-то территориально ближе друг другу. Нужно общее объединение СНГ, но нужны и более конкретные союзы в рамках Содружества - одно другому не мешает.
О международных отношениях
Одна из бед СНГ - то, что исполнительные его структуры не обладают международной правосубъектностью, им не делегированы соответствующие полномочия. А вот Межпарламентской ассамблее право заключать международные соглашения дано, поэтому у нас самые тесные отношения и с Европарламентом, и с ОБСЕ, и в первую очередь - с Межпарламентской ассамблеей стран Европы. Честно скажу, международный имидж у нас самый высокий. На повышение международного имиджа СНГ наша организация влияет очень сильно. Вопрос прав человека, развития демократии - это наш предмет. Мы создали уникальную структуру - Международный институт мониторинга развития демократии и соблюдения прав граждан Межпарламентской ассамблеи. Он создан в Киеве, проводит мониторинг всех выборов, и с ним все считаются. Это одно из важнейших направлений. Мы выработали стандарты демократических выборов, приняли соответствующую конвенцию. Ее подписала и Россия, поэтому мы будем обязательно контролировать и выборы в Государственную Думу в следующем году: выполняются ли стандарты выборов СНГ? А других международных стандартов, кстати, и нет. Россия внесла в Совет Европы предложение о выработке всеобщих избирательных стандартов, но половина европейских стран оказалась к этому просто не готова.
О перспективах Содружества
На двадцать седьмом пленарном заседании Ассамблеи 16 ноября было принято обращение к главам государств СНГ - о необходимости сохранять и совершенствовать Содружество на благо всех его участников. Главное и самое сенсационное в том, что ни у кого из глав парламентов нет ни малейших сомнений в том, что СНГ много сделало, много делает и будет делать много полезного для входящих в него стран. То есть позиция по вопросу «Быть или не быть СНГ?» однозначна. Обращение принято единогласно, и, к слову, делегация Грузии не выступила против. Нино Бурджанадзе трижды в этом году принимала участие в наших саммитах - у нас далеко не все спикеры посещают заседания так аккуратно. Выйти из СНГ никто не хочет и никогда не выйдет. Ведь что значит «выйти из СНГ»? Например, Нино Анзоровна в своем выступлении предъявляла претензии, что Россия ввела визовый режим с Грузией. Но СНГ-то тут причем? Просто Российская Федерация вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом режиме. Но по отношению ко всем другим государствам у Грузии сохраняется безвизовый режим именно благодаря СНГ. Если Грузия выйдет из Содружества, ей придется заключать десять двусторонних договоров, ратифицировать их - на это уйдут годы. А другие преимущества, например, в вопросах свободной торговли? Конечно, выход из СНГ не выгоден ни для кого, в том числе и для Грузии.
Нурсултан Назарбаев сказал недавно, что все решения в СНГ должны приниматься на основе консенсуса - документы СНГ должны подписывать все государства, и, соответственно, должны быть обязательными для исполнения. Президент Казахстана также предложил сосредоточиться на пяти приоритетных областях сотрудничества (гуманитарной, научной, транспортной, миграционной и борьбе с преступностью). Пример МПА показывает, что консенсус не мешает успешной работе. Если бы против этого соглашения выступила одна из делегаций, мы не смогли бы его принять. Бывали случаи (например, в ходе принятия резолюции, осуждающей расширение НАТО на Восток или бомбардировки Югославии), когда отдельные страны в силу общего внешнеполитического курса не могли такие решения поддержать. Тогда они проявляли добрую волю и просто отказывались от участия в голосовании. Мы отмечали, что решение принято единогласно, но такие-то делегации не голосовали по данному вопросу. Я не знаю ни одного решения, по которому мы не нашли бы консенсус. Поэтому, думаю, не помешает консенсусный метод и при работе других органов СНГ. С остальными направлениями, определенными Нурсултаном Абишевичем, я тоже полностью согласен, и работа эта ведется. Так, проблема миграции - одна из важнейших в СНГ, и раньше собирался совет по незаконной миграции. Но как быть с миграцией законной? Все страны ведь заинтересованы в том, чтобы рынок труда развивался и укреплялся. И вот руководитель миграционной службы России Ромодановского предложил создать международный межведомственный координационный совет по проблемам миграции. Наша Ассамблея полностью поддержала эту идею. Мы обратились к президентам с просьбой содействовать в немедленном создании совета, ведь это решение еще больше укрепит СНГ.
Экономику я все же не выбрасывал бы из приоритетных направлений деятельности СНГ. Объем торговли огромен, а перспективы - еще больше. Когда после конституционной реформы Верховная Рада на Украине обрела значительные полномочия, ситуация там несколько изменилась. Депутаты готовы ратифицировать соглашения по Единому экономическому пространству. И даже если украинский президент не готов их подписать, право подписания таких договоров теперь приобретает премьер-министр. И если Украина примет эти соглашения, она сможет догнать три страны, уже входящие в ЕЭП.
О возможности расширения Ассамблеи
Впервые в ассамблее принимала участие делегация Афганистана. Очень представительная, десять человек, многие из которых прекрасно владеют русским языком. Приехали они как гости, а уезжали как наблюдатели. Об этом статусе афганцы официально попросили в ходе ассамблеи. Афганистан наш сосед, это очень важное геополитически государство, открывающее прямую дорогу в Индию, в Южную Азию - нам необходимо сотрудничество, в том числе парламентское. Парламент Монголии тоже хотел бы принимать участие в наших ассамблеях. Мы ведем переговоры и с одной из европейских стран, не хотел бы пока ее называть. В Алма-Атинском соглашении записано, что парламенты стран, не являющихся членами СНГ, также могут принимать участие в ассамблеях, в том числе и в качестве полноправных членов. Так что к нам стремятся соседи, деятельность МПА будет расширяться, и это лишнее подтверждение того, что слухи о смерти СНГ сильно преувеличены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции