В Минске 28 ноября состоится заседание Совета глав государств-участников СНГ. Об основных вопросах повестки дня, предложениях по повышению эффективности работы органов СНГ РИА Новости рассказал первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов.
- Какова повестка дня предстоящего саммита СНГ, какие вопросы Вы отнесли бы к основным в работе высшего органа Содружества? Подтвердили ли все лидеры стран СНГ свое участие в заседании Совета глав государств в Минске?
Повестка дня заседания Совета глав государств СНГ довольно насыщена. Главный вопрос повестки дня - обсуждение перспектив развития Содружества Независимых Государств, в частности, представленных Группой высокого уровня предложений по повышению эффективности работы органов СНГ.
Важным моментом будет также подписание соглашения о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ. Планируется принятие ряда решений, нацеленных на укрепление противодействия вызовам и угрозам безопасности и стабильности на постсоветском пространстве. Будет также подписан документ «Об увековечивании празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», что призвано подтвердить особое значение этого события в общем историческом наследии народов стран СНГ.
На сегодняшний день ни один из лидеров государств-участников СНГ не заявил о своем неучастии в предстоящей встрече на высшем уровне в Минске.
- Планируется ли проведение двусторонних встреч в рамках заседаний СМИД и СГГ, в частности, возможны ли новые российско-грузинские контакты?
- Не является секретом, что грузинская сторона официально обратилась с просьбой об организации двусторонней встречи президента Михаила Саакашвили с Владимиром Путиным во время саммита СНГ в Минске. Это обращение рассматривается.
- Насколько успешно решается задача по реорганизации Исполкома и других органов?
- Шаги по модернизации органов Содружества предпринимались с первых лет его существования. По существу это постоянный процесс поиска наиболее рациональных форм и методов деятельности СНГ, отвечающих интересам всех государств-участников и адекватных меняющимся реалиям. Речь идет и о реорганизации Исполкома, и о внесении корректив в структуру и функции других органов. Две цифры: если в 1999 году численность штатных работников органов СНГ составляла 1190 человек, то в настоящее время - 505 человек.
При этом должен отметить, что соображения экономии средств играют здесь хотя и важную, но не исключительную роль. Главный принцип, определяющий подход государств к реформам, - рациональность, интересы дела. Именно на этой основе сейчас ведется разработка новых предложений по оптимизации деятельности Содружества и его органов.
- Руководство ряда стран СНГ, говоривших ранее о возможном выходе из организации, заявило, что их страны останутся в составе Содружества. Считаете ли Вы, что кризис в СНГ в год его 15-летия преодолен?
- Наверное, со мной не согласятся, но я не стал бы характеризовать ситуацию в Содружестве как кризисную. Другое дело, что сознательная политизация вопросов участия некоторых государств СНГ способствовала известному ажиотажу вокруг Содружества. Но этот ажиотаж и собственно деятельность СНГ я бы разделил. Содружество воплощает собой тесные узы, которые, нравится это кому-то или нет, по-прежнему связывают наши страны. Один факт: в рамках СНГ сейчас действуют около 70 органов отраслевого сотрудничества. Тем самым сохраняется ткань взаимодействия во многих важных областях. Наработана большая договорно-правовая база, в том числе в тех сферах, которые имеют жизненно важное значение для наших людей.
Другое дело, что не все работает так эффективно, как нам хотелось бы. Причины тому разные. Что-то зависит от нас самих, что-то является следствием объективных реалий. Государства-участники решили проанализировать нынешнюю ситуацию и определиться с теми шагами, которые можно было бы предпринять с целью сделать СНГ, его органы более эффективными, адекватными стоящим перед ними задачам.
Новых политических игр вокруг СНГ нам, наверное, не избежать. Кое-кто не прочь использовать эту тему для шантажа России. Но это бесполезно. Никто никого в Содружестве насильно не держит и держать не собирается. Решение об участии или неучастии - суверенное дело каждого государства, и ответственность за него перед своими народами - на тех, кто его принимает.