Владимир Рушайло, исполнительный секретарь СНГ.
В конце ноября в столице Белоруссии Минске пройдут заседания высших органов Содружества Независимых Государств - Совета глав государств, правительств, министров иностранных дел.
Как показывает практика, в ходе встреч глав государств обсуждается широкий круг вопросов, который выходит за рамки согласованной повестки дня. Если говорить о предстоящем саммите, то на его повестке уже стоит более 20 вопросов. Они касаются всех аспектов жизнедеятельности Содружества. Назову некоторые из них: доклад Группы высокого уровня о повышении эффективности СНГ и перспективах его развития, соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству, заявление глав государств об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, изменения и дополнения в соглашение о статусе Экономического суда, о договоре по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, об увековечении празднования Победы в Великой Отечественной войне и другие.
Следует подчеркнуть, что Группа высокого уровня была создана по предложению российской стороны на заседании Совета глав государств в Казани в августе 2005 года. Тогда же главы государств со всей определенностью заявили о своей заинтересованности в сохранении и дальнейшем развитии Содружества, четко определили доминанту деятельности СНГ - радикальное повышение практической отдачи от интеграционного сотрудничества. Символично, что вопрос о повышении эффективности СНГ переходит в практическую плоскость в год 15-летия Содружества.
Несомненно, что СНГ на начальном этапе своей деятельности явилось механизмом, позволившим ослабить дезинтеграционные процессы и смягчить многие негативные последствия распада СССР. Не менее важно и то, что заключенные еще на начальной стадии становления Содружества многосторонние соглашения позволили в условиях радикальных преобразований обеспечить жизнедеятельность необходимых для людей социальных механизмов. Имеется в виду выплата пенсий и пособий, взаимное признание документов об образовании и квалификации, учет трудового стажа, почтовая связь и переводы, сохранение беспрепятственного передвижения на всем пространстве и т.д. Одновременно были решены наиболее острые вопросы обеспечения производственной деятельности. Многие договоренности продолжают успешно действовать и сегодня.
Вместе с тем время показало, что формирование Содружества происходило под воздействием распространенных в тот период искренних иллюзий. По большому счету в базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. Однако, в отличие от ряда международных организаций основополагающий документ Содружества - Устав СНГ - не ставит перед государствами-участниками задач в достижении общей конечной цели, не налагает на государства обязанностей, а лишь фиксирует их готовность сотрудничать. Нет в СНГ и органов с наднациональными полномочиями.
Надо признать, здание Содружества во многом строилось на завышенных ожиданиях, что стало одной из причин последующего разочарования и критики в его адрес. Но было бы ошибкой оценивать развитие Содружества лишь в негативном плане. При всех издержках и недостатках Содружество выполнило крайне сложную историческую миссию - сформировало основы новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве. И сегодня по всем приоритетным направлениям развития Содружество не стоит на месте. В сфере экономики за прошедший период государства СНГ благодаря совместным усилиям смогли преодолеть резкое падение производства и снижение жизненного уровня людей, придать торгово-экономическому взаимодействию прагматичный и конструктивный характер.
Можно констатировать, что введение режима зоны свободной торговли на пространстве Содружества в основном завершено. Сегодня в свободном обращении находятся почти 12 тысяч товарных позиций и лишь по 27 из них официально зафиксированы тарифные изъятия. Это значительно меньше, чем в других подобных международных объединениях, что убедительно свидетельствует о реальном функционировании зоны свободной торговли. Выбор вектора движения к единому экономическому пространству представляется оправданным с точки зрения мировой практики.
Пространство Содружества с населением около 300 миллионов человек можно рассматривать как оптимальное в экономическом плане. Именно самодостаточность рынка СНГ делает его весьма перспективным в мире.
Содружество в последние годы неизменно занимает лидирующие позиции в Европейском регионе по темпам экономического роста. В 2005 году рост внутреннего валового продукта по отношению к 2000 году в среднем по СНГ составил 39 %. Объем промышленной продукции вырос в 1,4 раза, сельскохозяйственной - в 1,2, объем инвестиций в основной капитал возрос в 1,8 раза, взаимная торговля - в 2,1 раза. Взаимовыгодное развитие происходит в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте, авиации и многих других отраслях.
Сегодня странам СНГ, как и мировому сообществу в целом, приходится противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием масштабов международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса, угрозой техногенных катастроф, последствиями разрушительных стихийных бедствий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных.
Приоритетным направлением в военном сотрудничестве является объединенная система противовоздушной обороны государств СНГ. Это первая реально существующая многосторонняя оборонительная система в Содружестве. Ее создание и поэтапное развитие позволяют эффективно решать задачи по охране внешних воздушных рубежей государств СНГ. Усилиями всех государств создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми. Главный итог совместной работы - сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве государств - участников Содружества.
Ключевой ресурс социально-экономического развития, противостояния идеологии экстремизма, нетерпимости и ксенофобии заключен в гуманитарной сфере, являющейся объединяющим началом, основанном на многовековой исторической и культурной общности народа. На заседании Совета глав государств в Минске предполагается рассмотреть Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству. Тем самым будут созданы условия для реализации творческих инициатив жителей постсоветского пространства, заложен правовой фундамент для контактов по всем направлениям гуманитарного сотрудничества.
В последние годы в Содружестве активно осуществляется новое направление работы - наблюдение за подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, а также референдумов в наших странах. Наблюдатели миссий выполняли свои функции на выборах практически во всех странах Содружества (за исключением Молдовы и Туркменистана). В ходе мониторинга подготовки и проведения выборов наблюдатели от Содружества, а также Исполком СНГ, координирующий их работу, наладили практические связи с другими международными организациями, в первую очередь с миссиями наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В ряде случаев удалось выйти на взаимопонимание по различным аспектам наблюдения.
Безусловно, Содружество находится на сложном и крайне ответственном этапе. Прогнозируемые сценарии его дальнейшего развития противоречивы и даже полярны. Мы не разделяем пессимистических настроений. Убежден, что на предстоящем саммите Содружества в Минске будут достигнуты конструктивные договоренности, определены пути действенных и плодотворных реформ. Ведь от их успеха во многом зависит уровень стабильности в нашем регионе, благосостояние людей на пространстве Содружества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции