Субъективные тезисы о подходах к формированию отношений с бывшей имперской провинцией и советской республикой
Вокруг грузинской темы в последнее время накручено немало явной сентиментально-либеральной лжи и ксенофобских псевдопатриотических домыслов.
Мне представляются необходимыми обозначение, оценка и обсуждение фундаментальных тезисов, могущих и должных лечь в основу формирования российской политики по отношению к саакашвилевской Грузии.
Это сделать необходимо хотя бы потому, что без подобного ясного и жесткого проговаривания невозможно будет сделать никаких шагов вперед - ни в разрешении конфликта мирным путем, ни в выстраивании успешной конфронтационной стратегии, если к таковой Россию все-таки вынудят.
Я понимаю, что на каждый из предложенных тезисов возможны, как минимум два, диаметрально противоположных взгляда.
Но я не собираюсь придерживаться т.н. объективности и обозначу этот текст как «субъективные тезисы о подходах к формированию отношений с Грузией».
Тезис первый
Грузия в ее современных границах никогда, кроме периода с 1991 по 1992 год, не существовала в истории как единое политическое и культурное целое, как государство, и поэтому Россия может выстраивать прямые отношения со всеми ее территориальными и этническими составляющими на основе исторической традиции таких отношений.
Территориальную целостность и единство Грузии обеспечивали ее принадлежность к Российской империи и Советскому Союзу и вхождение в них как единой провинции с централизованным управлением и политическим подчинением имперской столице - Петербургу или Москве.
Грузия является территориально-политическим сообществом многих народов: кахетинцев, мингрелов, хевсуров, сванов, аджарцев, абхазов, осетин, армян, греков, евреев, русских и других.
Некоторые из этих народов заключали с Россией самостоятельные договоры о вхождении в ее состав в лице своих царей, князей и племенных лидеров.
Другие народы попадали в орбиту политического и административного влияния Российской империи вместе с территориями, достававшимися ей от побежденных в различных военных конфликтах Османской и Персидской империй согласно соответствующим и широко известным мирным договорам, описанным во всех классических учебниках по истории и дипломатии.
Подлинники и копии этих документов хранятся и в Москве, и в Петербурге.
Эти соглашения царского правительства со Стамбулом или Тегераном были, наравне с другими, отменены большевистским правительством в революционную эпоху.
Но однозначно негативной позиции по отношению к соглашениям восемнадцатого или девятнадцатого века со стороны российского правительства, объявившего о своем правопреемстве по отношению не только к советскому, но и к досоветскому времени, не прозвучало.
Стало быть, Москва вправе актуализировать исторические соглашения о вхождении в состав России с картлийским царским домом, с мингрельскими князьями, с абхазскими и иными представителями территорий, составляющих волей судьбы, Сталина-Берии, а также Ельцина с Кравчуком и Шушкевичем современную Грузию.
Тезис второй
Российская Федерация не только не является грузинофобской страной, но в годы трагических для народов Грузии событий дала на своей территории приют сотням тысяч беженцев из бывшей Грузинской ССР, раздираемой гражданской войной и этническими конфликтами.
Обвинения России в негативном отношении к грузинам подлы тем более, что мы прекрасно знаем и видели те условия, в которых беженцы из Абхазии проживали на территории Грузии. Их абсолютное бесправие можно было наблюдать в грузинских городах и в тбилисской гостинице «Иверия».
Есть огромное количество свидетельств о том, как государственные чиновники Грузии наживались за счет беженцев, обворовывали их и присваивали себе те гранты международных гуманитарных организаций, которые выделяли средства на помощь несчастным.
Подавляющее большинство жителей Грузии, бежавших на территорию Российской Федерации, нашли в ней свой второй дом и достойные, по сравнению с теми, что им предоставляла государство Грузия, условия для существования.
Многие из них, мингрелы, кахетинцы, сваны, аджарцы, абхазы, осетины, греки, армяне и иные, слава Богу, обрели право на российское гражданство.
Возвращение беженцев в места их исконного проживания, например в Абхазию или Южную Осетию, возможно только после возвращения патронажа России над этими территориями и при ее участии.
Никакие силовые варианты не способны привести к этническому миру в регионе.
Тезис третий
В годы абхазской войны 1992-1993 годов в разгроме незаконных вооруженных формирований, принимавших участие в развязывании этнического конфликта на территории Абхазской АССР под именем «Мхедриони» или «Национальная гвардия», а также банд наемников из бывших республик СССР (украинские мемуары бойцов УНА-УНСО опубликованы), принимала участие не российская армия, а группы добровольцев из числа солдат и офицеров Советской армии, буквально исполнявших положения военной присяги (не отмененной к тому времени) о защите территориальной целостности Советского Союза.
Политическим основанием для их деятельности был всемирно признанный референдум марта 1991 года о сохранении территориальной целостности СССР, на котором подавляющее большинство населения проголосовало за сохранение тогда еще единой страны.
Поэтому пребывание в Абхазии советских военнослужащих не может расцениваться как агрессия Российской федерации, тем более, что правительство Российской федерации не отдавало никаких официальных распоряжений на сей счет.
Беловежские соглашения не были к тому времени, да, на мой взгляд и сегодня не являются, безусловным легитимным основанием для распада СССР
Тезис четвертый
Политика саакашвилевского правительства, продолжающего радикально великокартлийскую внутриполитическую линию Звиада Гамсахурдиа, направлена на уничтожение этнического своеобразия и самостоятельности народов Грузии и преследует своей конечной целью насильственное формирование единой грузинской нации.
Россия, несущая прямую историческую ответственность за все народы, связавшие с ней свою судьбу, в том числе и за народы, волей случая оказавшиеся к 1991 году на территории Грузии, обязана препятствовать этому, как радикальному проявлению нацистской идеологии, и оказывать поддержку во всех возможных формах своим историческим союзникам и партнерам.
Тезис пятый
Никогда за всю свою древнюю историю народы Грузии не были настолько лишены прав, унижены и оскорблены, как за последние пятнадцать лет т.н. «независимости».
Уровень жизни населения Грузии находится далеко за пределами всех социальных норм.
Подавляющая часть грузинского населения отрезана от возможности получения образования в современных российских и международных вузах.
Ликвидированы все возможности карьерного и социального роста для огромного числа выходцев из Грузии раньше в огромных количествах инкорпорировавшихся в единое пространство Империи или Советского Союза.
Восстановление чести и достоинства населения Грузии, восстановление для него всей системы социальных, культурных и политических возможностей, связанных с пребыванием в пространстве российской цивилизации, является исторической задачей современной России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции