Юрий Филиппов, политический обозреватель РИА Новости.
Российская Государственная дума не примет поправки, позволяющие отменять выборы мэров так называемых «столичных» городов субъектов РФ. Накануне открытия в Москве осенней сессии европейского Конгресса местных и региональных властей спикер Госдумы и лидер имеющей конституционное большинство в палате партии «Единая Россия» Борис Грызлов довольно резко одернул трех своих однопартийцев, внесших в палату соответствующие предложения, заявив, что «единороссы» не станут их поддерживать. Однако проблемы, связанные с местным самоуправлением в России, в том числе и с прямыми выборами мэров, не стали от этого менее острыми.
Хотя Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, прямые выборы глав местной администрации проводятся далеко не во всех российских регионах. Например, Татарстан еще в 1996 году принял закон, благодаря которому выборное местное самоуправление на уровне городов было фактически отменено и вместо него местными проблемами занялось государство. Ему же достались и налоги с местных, далеко не бедных предприятий. По тому же пути пошли соседняя Башкирия и ряд восточных регионов страны. Республики Северного Кавказа, упирая на свое соседство с неспокойной Чечней и «общей взрывоопасной обстановкой в регионе», где самая высокая в России безработица и почти самые низкие доходы сочетаются с распространением религиозного экстремизма, отказались от прямых выборов мэров явочным порядком, хотя часто это противоречило не только Конституции РФ, но даже республиканскому законодательству. Чисто декоративное местное самоуправление существует в Москве и Санкт-Петербурге. Как шутят столичные жители, оно опущено «на уровень подъездов», но даже это не спасает москвичей от так называемой «точечной застройки», когда городские или районные власти произвольно признают тот или иной дом «аварийным» и вынуждают жильцов переселяться в другое место, чтобы освободить дорогую московскую землю для строительства нового элитного жилья.
Вместе с тем, даже государственные чиновники, во всяком случае, многие из них, не считают, декоративность местного самоуправления приемлемым вариантом для России. Тем более так не считают обычные граждане, особенно те 20 миллионов человек, которые на сегодняшний день пользуются правом самим выбирать мэра областного центра и оказывать таким образом хотя бы минимальное влияние на власть. Консолидация так называемой «властной вертикали» в России, сопровождавшаяся, в частности, отменой прямых выборов населением глав регионов, ограничением числа парламентских партий и прав местного самоуправления приводит к тому, что отчуждение между государством и обществом нарастает. Даже лидер «единороссов» Борис Грызлов был вынужден признать существование «разрыва между государственной властью и народной властью», которую представляет местное самоуправление.
Кстати, злополучные поправки, направленные на отмену прямых выборов мэров «столичных» городов, были вызваны как раз осознанием этого разрыва и стали наиболее откровенной попыткой устранить его чисто административными методами. Сейчас «Единая Россия» контролирует большинство региональных парламентов и имеет возможность проводить на губернаторские посты своих членов. Иногда руководители регионов вступают в «Единую Россию» уже после того, как партия одерживает победу на местных парламентских выборах, как это сделал, например, месяц назад президент Чувашии Николай Федоров. Однако взять под контроль и всенародно избранных мэров «Единой России», вероятно, не под силу. Так, недавней сенсацией стала победа на выборах самарского мэра Виктора Тархова, выступавшего в резкой оппозиции к кандидату «Единой России», экс-мэру Георгию Лиманскому, которого поддерживал губернатор-«единоросс» Константин Титов. Ситуация, при которой главой региона является член «Единой России», а мэром «столичного» города - оппозиционер, чревата не только острыми конфликтами в региональной элите, но и углубляющимся разрывом между «государственной» и «народной» властью.
Пойти на отмену прямых выборов мэров «Единая Россия» не решилась, и это можно назвать одной из серьезных побед российской демократии за последнее время. Политическая жизнь и борьба, как будто бы несколько утихшие на федеральном и региональных уровнях, по-прежнему существуют в крупных российских городах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.