Александр Юров, политический обозреватель РИА Новости
Дерзкий авантюрист - за пятнадцать лет к бизнесменам такого склада успели привыкнуть. Многие даже считают, что это и есть истинное лицо «русского» предпринимателя. Однако теперь выясняется, что среднестатистический бизнес в России имеет несколько другой облик.
История современного российского предпринимательства не слишком длинная - начало относится к концу 80-х годов ХХ века. За это время достаточное число людей сумели хорошо заработать, чтобы превратиться в самый влиятельный класс российского общества. Однако кто эти люди, что из себя представляют? Обобщенного портрета до сих пор нет. Правда, в 1992 году российский Центр политических технологий провел исследование предпринимательской культуры в современной России. В ходе исследования было опрошено более 120 крупных, средних и мелких предпринимателей, начавших свое дело в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века. Однако тогдашний собирательный образ так и остался разноцветной мозаикой. Вчерашние аспиранты и бывшие уголовники, недоучившиеся студенты и отставные советские чиновники... Этот человеческий коктейль объединяло лишь одно - жажда больших денег.
И вот теперь, по прошествии более десяти лет, исследование было повторено. Его результаты будут широко презентоваться в декабре 2006 года. Однако, некоторые итоги стали известны уже сегодня. Из 70 предпринимателей, опрошенных в рамках нынешнего исследования, только 15 человек принимали участие в первой работе. Остальные по разным причинам не смогли дать интервью. Оказалось, что 52% предпринимателей первой волны ушли из бизнеса. Причем, только 4% от общего числа предпринимателей первой волны умерло естественной смертью или вышло на пенсию. 22% - обанкротились, сидят в тюрьме или скрываются от правосудия, 19% - занялись политикой, получили государственные должности или превратились в рантье, а 7% - погибли.
Любопытно, что больше всего людей потерял средний бизнес. Только 9% бизнесменов начала 90-х и сейчас продолжают заниматься предпринимательской деятельностью. Немногим больше осталось представителей мелкого бизнеса - всего 13%. Самыми «живучими» оказались нынешние представители крупного бизнеса. 26% из них либо сохранили свой бизнес, либо вырастили свои небольшие предприятия до современных гигантов.
Понятно, что «естественный отбор» во все времена диктует правила игры. Слабые уходят - сильные остаются. Тем более этот процесс свойственен и быстроменяющейся России. Недаром исследователи из Центра политических технологий сравнили динамику развития российского предпринимательства в 90-е годы ХХ века с процессом формирования американской деловой культуры конца ХIХ века. В обеих странах наблюдался примерно одинаковый темп создания новых предприятий и разорения существующих. Правда, с одним отличием: в России этот процесс уложился в пятнадцать лет. Более того, уже к 1998 году в бизнесе практически не осталось случайных людей.
В отличие от предпринимателей начала 90-х годов, в среде которых преобладали сторонники активной экспансии, нынешние бизнесмены более рациональны. В их среде теперь трудно встретить настоящий предпринимательский романтизм, а об авантюризме и вовсе говорить не приходится. Авторы исследования полагают, что современный российский предприниматель отличается большей конструктивностью, расчетливостью и хорошим образованием. Однако при этом эти люди практически полностью лишены социалистических иллюзий, которые были весьма характерны временам начала рыночных реформ. Впрочем, такие черты свойственны не только современным российским предпринимателям. Западные бизнесмены не менее рациональны и прагматичны.
Правда, отличия у россиян все же есть. Современный российский бизнесмен в большинстве случаев остается весьма авторитарным лидером. Хотя в России уже начинают появляться и другие формы организации управления, в том числе и западные. Тем не менее, среди большинства современных руководителей коммерческих предприятий продолжает превалировать мнение, что искренняя забота о подчиненных воспринимается как их слабость, и наоборот, жесткость начальника прибавляет подчиненным чувство уважения.
И все же даже такой стиль руководства, похоже, не надолго задержится в России. Страна очень быстро развивается, и все современные тенденции очень быстро пускают корни в России. Как показали исследования, нынешние предприниматели начинают передавать собственный бизнес по наследству. Но не только, вчерашний рядовой менеджмент становится одним из источников рекрутирования предпринимателей. За их плечами огромный опыт, хорошее образование, часто полученное в престижных иностранных университетах и опыт работы в известных международных компаниях. Вчерашние наемные работники все чаще оказываются во главе крупных компаний, а в последствии начинают и собственное дело.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.