Юрий Филиппов, политический обозреватель РИА Новости
России предстоит в ближайшее время пережить новую реформу избирательной системы. Председатель думского комитета по законодательству Владимир Плигин обнародовал пакет поправок, упраздняющий нижний порог явки избирателей на президентских и парламентских выборах и отменяющий институт досрочного голосования. Вопрос заключается в том, станет ли в результате в стране больше демократии?
Российскую избирательную систему лихорадит уже несколько лет. Сначала были отменены прямые выборы руководителей регионов - президентов республик, глав краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно был принят закон, ликвидирующий голосование по мажоритарной системе на выборах в Государственную думу. На предстоящих в декабре 2007 года парламентских выборах российские избиратели смогут голосовать только за партийные списки. Причем голосовать только «за» или «против». Графа «против всех», существовавшая в России более десяти лет, из избирательных бюллетеней удалена.
Но даже это не означает, что избиратели, имеющие устойчивые политические предпочтения и не собирающиеся голосовать против всех, увидят в парламенте своих представителей. «Проходной балл» в нижнюю палату российского парламента самый высокий в Европе - семь процентов. Между тем, на выборах 2003 года несколько партий, собравшие 2-3 и более миллионов голосов, не смогли преодолеть действовавший тогда более низкий пятипроцентный барьер и остались за бортом парламента. Среди них оказались все партии либерально-демократической ориентации, прежде всего Союз правых сил (СПС) и «Яблоко» Григория Явлинского.
Впрочем, и СПС, и «Яблоку» еще повезло - их признают в качестве партий, допускают к выборам и даже предоставляют государственное финансирование. Ужесточение законодательства привело к тому, что из 35 официально зарегистрированных в России партий «законными» теперь считаются только 19. Неудачникам, не сумевшим доказать, что в их рядах действуют как минимум 50 тысяч активистов, а местные отделения работают в большинстве российских регионов, об участии в выборах придется забыть.
Нетрудно понять, что нарастающие ограничения усиливают в гражданах политическую апатию. Зачем ходить на выборы, если государство и партийная олигархия уже все решили, заранее знают и победителей, и проигравших? Даже на президентские выборы в России в лучшие времена приходило только около шестидесяти процентов избирателей. Если поправки Плигина станут законодательной нормой, участие граждан в политике, и сейчас сдерживаемое уже существующими изменениями в избирательном законодательстве, сократится еще больше. Возможна даже откровенно фарсовая ситуация с безлюдными избирательными участками, которые посещают только приближенные кандидатов, группы их поддержки или попросту подкупленные избиратели. Остальные, по Плигину, на выборах не нужны и на это якобы существуют свои резоны. Основной заключается в том, что переходный период от коммунизма к демократии, когда требовалась активная политическая стимуляция граждан и высокая степень политических свобод, в России завершен. Теперь, выходит, политическая система сложилась окончательно, все желающие участвовать в политике умеют это делать, у них есть представляющие их интересы парламентские партии (главная - это «Единая Россия», имеющая конституционное большинство в Госдуме), а маргиналы, даже если их десятки миллионов и они представляют собой тот самый народ, от имени которого осуществляется демократическое правление, должны уйти либо поддержать существующую расстановку сил.
Не исключено, что такой вариант удастся реализовать, хотя и в Государственной думе, и в той же «Единой России» немало трезвых голов, которые постараются этому воспрепятствовать. Очевидно, что эти люди могут быть полностью уверены в своей правоте: пустой участок для голосования может быть чем угодно, но только не местом свободного народного волеизъявления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.