Василий Зубков, экономический обозреватель "РИА Новости"
Для устранения растущего дефицита электроэнергии в России, связанного с ростом экономики, необходимо в период 2006 - 2010 гг. ввести электрогенерирующие мощности объемом более 20ГВт. РАО "ЕЭС России" намерено аккумулировать почти $81,5 млрд. для сооружения новых и реконструкции старых тепловых станций. Инвестпрограмм такого масштаба национальная экономика еще не знала. Могут ли энергетики привлечь эти миллиардные средства? Первое IPO в отрасли, состоявшееся на днях, показало, что это возможно.
Собственно, вся реформа РАО "ЕЭС России", которому принадлежит 72% мощностей и почти 100% сетевого хозяйства страны, планировалась несколько лет назад именно для привлечения в отрасль частных, в том числе и значительных иностранных инвестиций. Для чего государственное участие в отрасли должно постепенно уменьшаться.
Снижает привлекательность отрасли то, что в настоящее время российская электроэнергетика значительно отстает от западных стран не только по капитализации, несмотря на рост курса акций за последний год, но и по всем основным показателям эффективности. До последнего момента велика была разница в таком показателе, как отношение инвестиций к произведенной электроэнергии (млн. дол. США/ГВт. час). В России - 5 (Франция 250, Великобритания - 50, Германия - 40 , Чехия - 9). Но результаты первого в РАО "ЕЭС России" размещения допэмиссии акций "ОГК-5", одной из оптовых генерирующих компаний, которое состоялось 30 октября, превзошли все ожидания и внушили инициаторам реформ заметный оптимизм. По словам главы электроэнергетического холдинга Анатолия Чубайса, сумма в $459 млн., полученная в результате этого IPO, больше, чем среднегодовой объем вложений в электроэнергетику за последние годы.
Посмотрим внимательнее на результаты пилотного IPO "ОГК-5". Материнской компании (РАО "ЕЭС России") принадлежало 87,7% акций "ОГК-5". После полного размещения допэмиссии его доля в акционерном капитале "ОГК-5" уменьшится до 75,03%. По словам Виктора Христенко, министра промышленности и энергетики РФ, в состав пула инвесторов вошли зарубежные стратегические инвесторы, в том числе энергетические компании, а также российские финансовые и энергетические структуры. 5% в объеме IPO получили стратегические инвесторы (ЕБРР и др.), а остальные 9,4% - институциональные и портфельные. Никто из участников IPO не получил более 1,1% от уставного капитала компании.
Интересно, что руководство РАО "ЕЭС России" отклонило заявку ГАЗПРОМА на обладание всем пакетом акций, выставленного на торги (14,4%). Кроме газового монополиста на полный пакет, якобы, еще претендовали "Внешэкономбанк" и "Внешторгбанк", энергетическая компания НОВАТЭК и др.
Первичным размещением "ОГК-5" занималась российская инвесткомпания "Тройка Диалог" вместе с западными инвестбанками. Причем спрос на акции компании, по словам Анатолия Чубайса, в несколько раз превысил предложение. По данным экспертов, в 8 раз.
Исходя из проведенного IPO, выяснилась и нынешняя цена "ОГК-5" - $3,2 млрд. Стала известна и стоимость одного киловатта имеющихся генерирующих мощностей. Она оказалась выше средней рыночной стоимости киловатта генерирующих компаний РАО "ЕЭС России", по разным оценкам, на 10-20%.
Вырученные от продажи акций средства "ОГК-5" направит на финансирование пятилетней инвестпрограммы в $1 млрд. на сооружение и пуск дополнительных мощностей в 1,2ГВт. В частности, на пуск парогазовых установок (0,42 ГВт) на Среднеуральской ГРЭС и Подмосковье (0,412 ГВт). Оба этих региона относятся к энергодефицитным. Недостающие средства порядка $500 млн. "ОГК-5" намерена заимствововать.
Стоит добавить, что "ОГК-5" с ее четырьмя тепловыми станциями - далеко не самый "лакомый кусок" для внутренних и внешних инвесторов. До конца 2007 года еще 6 энергетических компаний планируют привлечь инвестиции через IPO, а на российских биржах уже обращаются акции десяти оптовых и территориальных генерирующих компаний и ждут своего IPO.
По мнению министра Христенко, ведомство которого курирует отрасль, точка "невозврата" в реформе электроэнергетики пройдена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции