Рейтинг@Mail.ru
Слова Мубарака – дань вежливости? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слова Мубарака – дань вежливости?

Читать ria.ru в
Дзен
В Москву с визитом прилетел президент Египта Хосни Мубарак. Российско-египетский диалог на высоком уровне сейчас таков, что визиты лидера одной из ведущих стран Ближнего Востока и Африки в российскую столицу уже не вызывают большого ажиотажа - идет обычная работа. А ведь совсем недавно приезд высокопоставленных многих лидеров из стран Востока в Москву сопровождался неизменными комментариями - "первый за несколько десятков лет, исторический, переломный".

Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости

В Москву с визитом прилетел президент Египта Хосни Мубарак. Российско-египетский диалог на высоком уровне сейчас таков, что визиты лидера одной из ведущих стран Ближнего Востока и Африки в российскую столицу уже не вызывают большого ажиотажа - идет обычная работа. А ведь совсем недавно приезд высокопоставленных многих лидеров из стран Востока в Москву сопровождался неизменными комментариями - "первый за несколько десятков лет, исторический, переломный". Теперь этот этап пройден. Старые контакты с ближневосточным регионом, утерянные в первые годы после развала СССР, восстановлены, найдены в регионе и новые партнеры.

Пожалуй, российско-египетское сотрудничество - один из самых ярких примеров возвращения России на Ближний Восток. Возвращения, прежде всего, экономического. Согласно российским данным, объем взаимной торговли товарами и услугами в 2005 году составил $1,6 миллиардов. За первые восемь месяцев текущего года товарооборот увеличился на 52% по сравнению с аналогичным показателем прошлого периода и достиг $953,3 миллионов. Для сравнения - в 2002 году объем торговли составлял всего около 500 миллионов долларов.

Тем не менее, на фоне проектов советских времен, таких, к примеру, как строительство Асуанской плотины, сегодняшнее российско-египетское сотрудничество может показаться скромным. Но зато оно основано на прагматичной основе взаимной выгоды и никак не зависит от идеологии. Каир и Москва рассматривают различные проекты сотрудничества, от строительства газопроводов до взаимодействия в области атомной энергетики. Какова будет их судьба, покажет время.

В отличие от экономических вопросов, в политической сфере все не так однозначно. Накануне визита в Москву президент Мубарак дал интервью российской газете "Время новостей". В нем он отметил, что "Россия восстановила интерес к ближневосточным проблемам и свое влияние в регион". Но, возможно, его слова - это только дань вежливости?

Бесспорно, интерес России к ближневосточной тематике сегодня велик, она активно участвует в работе "квартета" ближневосточных посредников палестино-израильского урегулирования вместе с США, ЕС и ООН,  ее позиция была во многом определяющей при разработке резолюций СБ ООН по Ираку, после того как США и Великобритания решили после свержения режима Саддама Хусейна вернуть иракскую ситуацию в правовое поле. И, тем не менее, насколько можно говорить о том, что Россия может существенно повлиять на ситуацию на Ближнем Востоке?

Самый яркий пример - приглашение президентом РФ Владимиром Путиным в феврале 2006 года в Москву делегации победившего на палестинских парламентских выборах Исламского движения сопротивления (ХАМАС). Россия пошла на этот неординарный шаг вопреки бойкоту движения со стороны Израиля, США и Евросоюза ради того, чтобы попытаться вывести ближневосточное урегулирование из тупика. Получилось? Нет.  

Другие примеры - попытка смягчения ситуации вокруг Сирии после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири зимой 2005 года, предложения по межиракскому диалогу, поиск путей финансирования Палестинской национальной администрации (ПНА) в обход ХАМАС. Самое интересное, что многие идеи Москвы рано или поздно воспринимались другими участниками  урегулирования - что на ближневосточном, что на иракском направлении, правда, зачастую они уже не выглядели российскими инициативами. Но это в МИД РФ переживают без труда - была бы польза. А вот с этим как раз получается не всегда. И не только у России.

Сегодня никто не может похвастаться тем, что знает пути выхода из тупиков, в которых оказались и арабо-израильский мирный процесс, и восстановление политической стабильности Ирака. Даже такой ветеран ближневосточной политики, как Хосни Мубарак, который находится у власти ровно четверть века, на вопрос газеты "Время новостей" о том, каким может быть решение иракской проблемы, отметил: "а бог его знает". Пожалуй, эту же фразу можно отнести и к решению арабо-израильского конфликта. Хотя здесь все посредники и называют конкретные рецепты, никто не знает, как добиться их реального воплощения в жизнь. И Каир, и Москва, и Вашингтон, и Брюссель - все пытаются внести свою лепту, но безуспешно - слишком много подводных течений. И в итоге все попытки терпят провал.

Поэтому и нельзя говорить ни о реальном влиянии России на Ближнем Востоке, ни о ее  беспомощности в этом регионе. Безусловно, США, Египет, Саудовская Аравия влияют гораздо в большой степени, чем Россия, на происходящие здесь события, но беспомощны все в одинаковой степени. В одиночку никто не сможет подобрать ключа к решению региональных тупиковых проблем. Но и сообща это сделать очень сложно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала