2 ноября на экраны выходит новый российский боевик "Обратный отсчет". После "Бригады", "Бумера" и "Дозоров" убедить зрителей в том, что боевики бывают другими, вряд ли получится. Да и нужно ли?
Режиссер картины, Вадим Шмелев утверждает, что повторов в боевиках не бывает: это "всегда что-то новое, всегда разное". "Все актеры в нашем фильме получились не такие, как их привыкли видеть зрители - и Ярмольник, и Суханов, и Акиньшина, а Мерзликин, пожалуй, впервые сыграл настоящего героя настоящего боевика...".
Действительно, первое, что вызывает интерес - актерский состав. Первоначальное впечатление, что персонажи и исполнители собраны из разных фильмов, быстро исчезает. Андрей Мерзликин, экс-владелец "Бумера", в главной роли Макса, мачо-спецназовца; Оксана Акиньшина, молодая, но уже скандально известная актриса, в роли девочки-хакера, взломавшей некогда секретную систему Пентагона; Леонид Ярмольник - Крот, слепой сапер, который чувствует бомбы, Максим Суханов - Старший, начальник всей этой команды.
В основе сюжета лежит отнюдь не новая тема: Москву собирается взорвать некий террорист Хадид, о котором все знают, но поймать не могут. Герои, сотрудники спецподразделения по борьбе с терроризмом, знают, что через 48 часов будет взрыв. Они даже примерно в курсе, кто "нажмет на кнопку". Остается один, маленький нюанс: неясно, что именно взлетит на воздух. Уже пострадали несколько крупных зарубежных городов - ни разу не удавалось предотвратить теракт. Взрывы обязательно громкие, с множеством жертв, и происходят они в прямом эфире. Итак, время пошло: обратный отсчет начался.
У каждого из героев своя история. Старший потерял сына, практически отправив его на смерть; затем - жену, которая ушла от него; Макс вернулся из Чечни; Анна (Акиньшина), попалась на хакерстве и создании компьютерных вирусов и избежала тюрьмы только благодаря своевременному предложению Старшего войти в команду; Крот, сапер, потерял глаза во время одной из операций, так что теперь ему остается руководствоваться лишь каким-то шестым чувством, определяя нужные красные проводки чуть ли не по запаху.
Приятно радуют повороты сюжета, игра режиссера и сценаристов на очевидном и не очевидном: "классический" детективный ход, когда самый простой вывод не может являться решением задачи, здесь не срабатывает. В самом начале картины зрителям подкидывают загадку: герои обнаруживают доказательство, что среди них - предатель. По традиции, один за другим, каждый из персонажей попадает в число подозреваемых. А в финале зрителя ждет разочарование (или же искренняя радость) от того, как сценаристы решили вопрос с предателями.
В общем, фильм вызывает то искренний смех, то слезы: сцена "битвы" между главным героем и террористом, которая, похоже, должна была стать одной из центральных, выглядит скорее фарсом. Террорист, держа руку на "кнопке", весьма убедительно рассказывает о своей тяжелой жизни, о несчастьях, которые сделали его таким... Верится вот только с трудом. С другой стороны, искреннее умиление вызывают финальные кадры, в которых герои, конечно, после спасения мира, продолжают жить обычной жизнью: кто-то шпионит за любимой, кто-то спит в кино. Жизнь продолжается.
Вера Удовиченко, www.rian.ru