Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов попал в ловушку. С одной стороны, со своими коллегами из стран G-8 он обсуждал вчера обеспечение занятости на рынке труда в условиях глобализации, то есть, говоря нормальным языком, использование иностранной рабочей силы. С другой, - в полном противоречии с повесткой международного мероприятия, был вынужден заняться столь тонким делом, как определение «допустимых долей иностранных работников в различных отраслях экономики России в зависимости от профессии, специальности, квалификации, страны происхождения и пр.». Лично мне особенно нравится вот это - «и пр.»...
Понятно, что это эмоциональная реакция на грузинские события. Но нельзя регулировать рынки - будь то трудовой, розничный или оптовый - нерыночными методами. Иначе на трудовом рынке не будет рабочей силы, а на оптовом и розничных - помидоров, огурцов, их поставщиков и продавцов.
А между тем, помимо Михаила Зурабова, смежными проблемами займутся его коллеги, например, из Министерства экономического развития - им предстоит регламентировать торговлю на рынках «с учетом упорядочения миграционной ситуации». Ряду других ведомств поручено зарегулировать рынки «в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения». (Эти интересы, заметим попутно, не всегда совпадают, особенно если товар - некачественный, несъедобный и не имеет товарного вида.)
Как будут выходить из положения экономические министры - не вполне понятно. При нынешнем состоянии дел дефицит рабочей силы на рынке труда худо-бедно замещается рабочими-мигрантами. И то ежегодная недостача по импорту трудовых резервов составляет, по разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона работников. А если начать закручивать гайки в миграционном и трудовом законодательстве, в нормативно-правовых актах, регламентирующих «более полное» представительство «коренного населения», то серьезных экономических проблем не избежать.
Заниматься аптекарским измерением «допустимых долей» иностранных работников, да еще в зависимости от профессии и страны происхождения (грузинам нельзя!), могут позволить себе страны с давними традициями тонкой настройки миграционных потоков, например, Канада. В нашем положении - не до выбора. Да и кто в отсутствие Госплана, Госснаба и прочих планово-административных органов будет высчитывать нужное число официантов, дворников, мусорщиков и определять, какой национальности должен быть представитель каждой профессии? Кстати, дворниками в старом Тбилиси всегда были курды - нам что теперь, курдов в пику Саакашвили импортировать?
По словам того же Михаила Зурабова, «глобализация... преподносит новые вызовы, в том числе на рынке труда. Она не всегда сопровождается ростом занятости и зарплаты, иногда эти процессы приводят к увеличению низкооплачиваемых рабочих мест, особенно в секторе услуг». Опять-таки в переводе на доступный язык это означает, что места дворников, строителей, «ассенизаторов и водовозов», торговцев на рынках, те самые низкооплачиваемые и непрестижные ставки, на которые никогда не пойдут представители «коренного населения», останутся незанятыми.
Уже сейчас Россия вынуждена конкурировать за дешевую рабочую силу с быстроразвивающимися национальными экономиками своих соседей, в том числе и по СНГ. Малейшее ужесточение миграционного режима будет иметь своим следствием переориентацию миграционных потоков, допустим, в сторону того же Казахстана или стран бывшего советского лагеря в Восточной Европе. А это значит, что в российских городах некому будет мести улицы, строить и т.д. И это станет абсолютно предсказуемым результатом дискриминации «некоренного населения», чей правовой статус, равно как и юридическое определение «коренного населения», еще предстоит четко сформулировать. (Если это вообще возможно: исторически те же грузины имеют все основания для того, чтобы считать себя одним из российских «коренных народов». Что уж говорить об украинцах...)
Есть и еще одно противоречие. Миграционная политика, в том случае, если она не репрессивная, а направленная на восполнение дефицита трудовых ресурсов, не может быть запретительной. А именно запретительные меры имеет в виду исполнительная власть, когда она говорит о «защите интересов российских товаропроизводителей и населения», о «допустимых долях» рабочих-мигрантов. Поэтому, если быть честным, речь идет не о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности на территории России, а об отвлечении. Причем отвлечении столь масштабном, что никакая родовспомогательная политика, никакие золотые горы, которые обещаны «импортному» русскоязычному населению не помогут избежать демографической катастрофы. Она, разумеется, наступит не сегодня, но и не послезавтра - эффекта можно ожидать в течение ближайших нескольких лет. Так «коренной народ» на rendez-vous, не ровен час, останется один на один с самим собой. Кстати, как раз сразу после 2008 года...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции