760 лет назад (1246) умер ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь Переяславль-Залесский, третий сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского
К началу ХШ века Владимирское княжество, в состав которого входили и переяславские земли, достигло наивысшего могущества. Это произошло в период правления Всеволода (1176-1212), который первым из князей принял титул великого князя. История сохранила за ним прозвище Большое Гнездо. Незадолго до смерти, в 1211 году, Всеволод составил завещание, в котором поделил Владимиро-Суздальскую землю на уделы. Стольный город Владимир он отдавал старшему сыну Константину, Ростов - второму сыну Юрию, Переяславль - третьему сыну Ярославу. Но сыновья начали междоусобные распри. Всеволод Большое Гнездо назвал старшего сына Константина ослушником и передал правление своему любимому сыну Юрию. В 1216 году на реке Липица между Константином и Юрием произошло кровопролитное сражение, в котором победу одержал Константин. Юрий бежал в Городец, а Константин провозгласил себя великим князем владимирским. Впоследствии братья примирились. Константин Всеволодович объявил Юрия наследником владимирского престола. В 1219 году, после смерти Константина, великим князем владимирским стал Юрий Всеволодович, а после его гибели в битве с татаро-монголами в марте 1238 года княжение во владимирских землях перешло к Ярославу, бывшему в то время переяславским удельным князем. При нем Переяславль-Залесский превратился в крупный политический и культурный центр северо-восточной Руси. В городе велось самостоятельное летописание. При княжеском дворе, вероятно, по образцу аналогичного лицевого свода Всеволода Большое Гнездо, была составлена рукопись, называемая ныне «Летописец Переяславля-Суздальского». Она включает в себя описание событий, происшедших на Руси и в Переяславском княжестве с 1138 по 1214 год. Переяславская летопись была обнаружена и издана в Х1Х веке К.М.Оболенским. С именем Ярослава Всеволодовича также связывается знаменитый памятник древнерусской литературы первой четверти ХVП века «Моление Даниила Заточника». Оно представляет собой позднейшую из двух редакций памятника (ранняя, конца ХП века, носит название «Слово Даниила Заточника» и адресована новгородскому князю Ярославу Владимировичу (1080-1119). По языку «Моление» близко к «Слову о полку Игореве», «Поучению» Владимира Мономаха, ранним летописям, но резко отличается от них по своему содержанию, имеет ярко выраженную сатирическую и публицистическую окраску. Сравнительно мирный период развития Переяславского княжества закончился в 1237 году. Нашествие войск монгольского хана Батыя жестоко разорило Русь. Из 74 ее городов 49 были разрушены (в том числе и Переяславль). Ярослав переселился во Владимир, а в 1243 году первым среди русских феодалов отправился в столицу Золотой Орды - Сарай, где получил от Батыя «ярлык» (т.е. подтверждение своих прав) на великое владимирское княжение. В 1245 году Ярославу Всеволодовичу вновь пришлось ехать в Орду по вызову хана. Оттуда его отправили в монгольские степи, в Каракорум, ко двору великого хана Гуюка. Как предполагают, князь был там отравлен и умер по пути домой в 1246 году. Ярослав был женат на внучке половецкого хана Кончака, второй его женой стала дочь князя Мстислава Мстиславича Удалого Феодосия. От этого брака имел двух дочерей и нескольких сыновей, из которых наиболее известны Александр (Невский), Андрей, родоначальник суздальских князей, и Ярослав, родоначальник князей тверских. После переезда Ярослава во Владимир переяславский удел перешел к его второму сыну - Александру (старший Федор умер за несколько лет до этого в юном возрасте). Александр Ярославович княжил в Переяславле с 1240 года до своей смерти в 1263 году. Позднее был князем новгородским, а в 1252-1263 годах - великим князем владимирским. С новгородским периодом жизни связана его слава выдающегося полководца.
89 лет назад (1917) родился Юрий Петрович ЛЮБИМОВ, актер, режиссер, художественный руководитель Московского Театра драмы и комедии на Таганке, народный артист России
Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1934 году поступил в студию МХАТ-2, на сцене которого сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» Ж.Дюваля. В 1936 году был принят в театральное училище при Театре имени Евг.Вахтангова. С 1946 по 1964 годы Юрий Любимов был ведущим артистом этого театра. Здесь им сыграно более 30 ролей: Олег Кошевой («Молодая гвардия»), Шубин («Накануне»), Крис («Все мои сыновья»), Сирано («Сирано де Бержерак»), Треплев («Чайка»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Моцарт («Маленькие трагедии»). В 1941 году Юрий Любимов впервые снялся в кино - в фильме «Цветные новеллы» А.Мачерета. Всего же актер снялся в 18 фильмах, среди которых - «Беспокойное хозяйство», «Мальчик с окраины», «Кубанские казаки», «На подмостках сцены», «Каин XVIII», «Человек с планеты Земля». В 1959 году состоялся режиссерский дебют Любимова - постановка пьесы А.Галича «Много ли человеку надо». В 1963 году со студентами Щукинского училища Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта. Этот спектакль и стал началом истории легендарного Театра на Таганке, где Юрий Любимов поставил около сорока спектаклей.
В марте 1984 года Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года лишен советского гражданства. Этому решению властей предшествовали постоянные нападки на театр, запрет спектаклей «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», запрет репетиций «Театрального романа». Ю.Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать; он ставит спектакли «Преступление и наказание» (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии - Премии Иозефа Кайнца), «Бесы» (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре - «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту». 23 мая 1989 года Юрия Любимова восстановили в гражданстве. После возвращения в страну в Театре на Таганке он поставил спектакли «Пир во время чумы», «Самоубийца», «Электра», «Живаго», «Медея Еврипида», «Братья Карамазовы» «Шарашка», «Хроники» и многие другие. К 35-летию театра восстановлен спектакль «Добрый человек из Сезуана». Одновременно режиссер продолжает работу за рубежом. В 2001 году вышла книга Ю.Любимова «Рассказы старого трепача. Воспоминания».
65 лет назад (1941) началась Московская битва, завершилась победой 20 апреля 1942 года
В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Для осуществления этого плана немецкому командованию удалось на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство в людской силе и технике, подавляющим было и господство в воздухе. Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 года ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта. 2 октября перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Но гитлеровцы не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук Василий Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва!». Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.
51 год назад (1955) в Лос-Анджелесе умер Михаил Александрович ЧЕХОВ, актер и режиссер, племянник А.П.Чехова
Михаил Чехов - русская легенда мирового театра. Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, чтобы понять секрет этого могучего таланта. Игорь Ильинский остановился на слове «непостижимо». Максим Штраух рассказывал, что помногу раз ходил на спектакли, в которых играл Чехов (Мальволио, Эрик ХIV, Хлестаков... еще множество ролей), чтобы «подглядеть» тайну его искусства, но ему ни разу не удалось сохранить позицию рационального наблюдателя - Чехов сбивал его с этой позиции и превращал в послушного ребенка, который смеялся и плакал по воле актера-волшебника. Гений Чехова во многом был на грани болезни, душевного слома и душевных мук. Маленький человек с пронзительными и добрыми глазами любил Достоевского, увлекался философией Шопенгауэра, Шпенглера, Ницше. Кризис душевного смятения актера пришелся на 1917 год. Актер нашел в себе силы справиться с душевным недугом. Вернулся в театр. В середине 1920-х годов он исполнил главную роль в фильме Протазанова «Человек из ресторана» и вскоре навсегда покинул родину. Преподавать Чехов начал еще в России. Он развивал и дополнял систему Станиславского, проверял ее вместе с учениками, вместе с ними продолжая учиться. При этом очень ценил и Мейерхольда. В конце концов Чехов создал свою собственную систему. Одна из учениц русского артиста в Америке, Джоанна Мерлин, писала: «Занятия Чехова основаны на целостной философии и на синтетических, а не аналитических методах. За последние годы восточные философские учения стали популярными на Западе, и современные студенты применяют их к актерскому искусству. Благодаря знакомству с йогой и медитацией студенты научились прислушиваться к своим интуитивным реакциям, а именно в них и заключается суть чеховской техники». Много Чехов работал и в эмиграции. Ставил спектакли, играл, развивал теорию, во многом основываясь на учении Рудольфа Штейнера - антропософии. Среди его скитаний на чужбине было много стран: Германия, Латвия, Литва, Франция, Англия, и, наконец, Америка. Там великий русский актер нашел свое последнее пристанище. За год до смерти он напишет в письме: «Конечно, кое-что мне чуждо в Америке, но я так благодарен этой стране, что она приютила нас, наконец, после долгих и мучительных скитаний, что не думаю и не хочу думать о том, что чуждо». В США его вклад в развитие американской сценической культуры был признан бесценным. Мерилин Монро, Юл Бриннер, Грегори Пек, Энтони Куинн, Пол Роджерс, а также Ли Страсберг со своими учениками: Робертом де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтелем - все они учились актерскому мастерству у великого русского актера Михаила Чехова или же по его системе. Умер Михаил Александрович Чехов 30 сентября 1955 года от болезни сердца. Урна с его прахом похоронена на кладбище Форест Лаун Мемориел в Калифорнии.
71 год назад (1935) в Бостоне (США) состоялась премьера оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»
Опера «Порги и Бесс» - первая в истории США национальная опера, стоящая на уровне лучших музыкальных произведений ХХ века. Создание этого произведения для классика американской эстрадной музыки Джорджа Гершвина было мечтой всей жизни. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор - автор песен, мюзиклов, музыки для кинофильмов, а также концертных произведений для симфонического оркестра - уже был на вершине славы. В основе либретто оперы - роман американского писателя Хайуарда о жизни американских негров. «Порги и Бесс», конечно же, не вписывалась в традиционные каноны оперного жанра - ее музыкальная фактура насыщена элементами негритянского фольклора и блюзовыми интонациями. Тем не менее опера уже 70 лет не сходит со сцен ведущих театров мира.
Очень многие мелодии из «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. Та же «Колыбельная» - «Summertime» - звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные тем оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона.