Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
После поражения на выборах в Государственную думу 2003 года либералы, как левые (партия «Яблоко»), так и правые (партия «Союз правых сил»), утратили свой статус ведущих политических сил, имеющих парламентское представительство, и уступили место неидеологическим партийным образованиям. Надежды на объединение двух «крыльев» либерального движения в России не оправдались и вряд ли оправдаются - в силу личной несовместимости публичного лидера «Яблока» Григория Явлинского и «теневого» лидера СПС Анатолия Чубайса. Другая причина - принципиально разные оценки двумя партиями 1990-х годов: представители «Союза правых сил», которые в те годы были у власти, позитивно оценивают результаты строительства основ капитализма в России, представители «Яблока», склонные к социал-демократической риторике - негативно. Но, судя по результатам прошедшего на днях съезда «Союза правых сил», на котором была принята новая программа партии «Горизонт-2007-2017. Вернуть России будущее», две старейших демократических партии попытаются по крайней мере минимизировать число «колонн», которыми демократы пойдут на выборы. То есть, не объединяясь, поглотят столько мелких демократических партий, сколько возможно. Сделано это будет ради того, чтобы демократически ориентированный избиратель не запутался в многочисленных «диванных» партиях.
Например, более или менее очевидно, что СПС поглотит две небольших партии, лидер одной из которых - Владимир Рыжков узнаваем и относительно популярен в личном качестве и может добавить демократической идентичности «Союзу правых сил».
Важный итог съезда СПС - партия объявила о том, что она уходит в оппозицию. Это кажущееся легким решение далось либералам нелегко, потому что многие идейные сторонники и даже в некотором смысле выдвиженцы партии до сих пор занимают ключевые посты в финансово-экономических структурах власти. А быть в оппозиции к «своим» как-то странно. Тем не менее, решение принято, и ясности с политическим позиционированием стало больше.
Второй принципиальный итог - правые либералы признали, что им с их уровнем электоральной поддержки в 1-2% бесполезно в ближайшие годы претендовать на власть. Поэтому в своей программе они сосредоточились на содержательных вопросах - объявили главным врагом партию власти, «Единую Россию», подробно разъяснили свои отличия от других политических сил и от власти, обозначили конкретные экономические и политические среднесрочные и долгосрочные приоритеты. Партия объявила и о том, что поддержит в 2008 году своего кандидата в президенты (каковым, в силу молодости и законодательных ограничений на этот счет, не может быть председатель партии 31-летний Никита Белых), а в 2007 попытается войти в парламент. Второе на самом деле маловероятно, однако политическая партия на то и партия, чтобы «быть реалистом и требовать невозможного»...
Остается открытым вопрос о перспективах либерального движения в России в целом, пусть и в долгосрочной десятилетней перспективе. Появится ли в стране влиятельная либеральная партия, способная привлечь голоса демократического, главным образом правого электората? Хотя бы столь же влиятельная, какой была предшественница «Союза правых сил» партия «Демократический выбор России» в минувшем десятилетии или сама СПС в самом конце 1990-х?
С одной стороны, все условия для этого есть. «Емкость» демократического электората даже по самым скромным оценкам, составляет 11-14%. Молодой лидер СПС Никита Белых оценивает ее в 20%. С другой стороны, «русские яппи», молодые, образованные, адаптированные жители городов, где становятся заметными плоды экономического роста, либо не верят в эффективность выборов и потому не ходят голосовать, либо предпочитают конформистскую позицию и голосуют за партию власти - «Единую Россию». Причем даже если разделяют ценности и идеологические установки правых либералов. Привлечь на свою сторону целое сословие, например, малый и средний бизнес, правые с их нынешним невысоким уровнем влияния не политику не могут. Бизнесу нужен результат, а помощь непарламентской партии хотя и имеет значение, но, по большому счету, заведомо не очень результативна.
Очевидно, именно поэтому правые призывают в союзники время и, реалистично оценивая свои возможности, прогнозируют свое полное возвращение во власть через десять лет. Контуры политической системы России после президентских выборов 2008 года еще не ясны. Может статься, что непарламентская политика - «сетевая», «клубная», правозащитная, окажется для избирателей более привлекательной, чем парламентская. Так что шанс на создание влиятельной либеральной партии существует. Конечно, если правые лидеры смогут им воспользоваться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции