ТОКИО, 18 сен - РИА Новости, Андрей Фесюн. Главным историческим результатом пребывания 64-летнего Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) в должности премьер-министра Японии в течение пяти лет и пяти месяцев стал переход от политики коллегиальности к индивидуальному руководству, когда решения принимаются лично главой правительства без предварительного согласования с другими политическими силами.
Коидзуми был избран на пост премьера 24-го и утвержден парламентом 26 апреля 2001 года. Он провозгласил необычный лозунг "вдребезги разбить" правящую Либерально-демократическую партию (ЛДП) и сразу получил поддержку 85,5% населения - наивысший показатель популярности кабинета за всю послевоенную историю.
Продолжая политику, ориентированную на поддержку широкими слоями общества, он назначает на пост министра по экономической и финансовой политике профессора университета "Кэйо" Хэйдзо Такэнаку (Heizo Takenaka), а на должность министра иностранных дел популярную в народе Макико Танаку (Makiko Tanaka), дочь бывшего премьера Какуэя Танаки (Kakuei Tanaka), ушедшего в отставку из-за коррупционного скандала.
Выбор Танаки оказался неудачным, поскольку новая руководительница внешнеполитического ведомства своим неуживчивым характером сразу испортила отношения не только с аппаратом министерства, но и с зарубежными партнерами. Положение в МИД стало совершенно нетерпимым, и в январе 2002 года министр был смещен. Тем не менее, рейтинг премьера неуклонно снижался и к маю 2002 года упал до 41,8%.
Поднять популярность Коидзуми смог лишь его визит в Пхеньян в сентябре 2002 года - первое в истории посещение Северной Кореи главой японского государства - и личные переговоры с лидером КНДР Ким Чен Иром. Премьер вернулся в Токио победителем, привезя с собой пятерых репатриированных японцев, похищенных в 70-80 годах прошлого столетия северокорейскими спецслужбами. Не в последнюю очередь к чувствам японского народа апеллировало стремление Коидзуми вести независимую внешнюю политику и решение осуществить визит в Северную Корею, несмотря на критику и противодействие со стороны США.
Между тем, когда в марте 2003 года США вместе со своими союзниками начали военную операцию в Ираке, премьер выразил поддержку "антитеррористической операции" и, по окончании боевых действий, направил в Ирак 600 военнослужащих Сил Самообороны для восстановления разрушенной войной инфраструктуры южноиракской провинции Мутхана. Они не имели права применять оружие даже в целях самообороны, и их охраняли подразделения голландской и британской армий.
Опасения за жизни солдат и обвинения в неконституционности нахождения японских военнослужащих за рубежом привели к новому снижению рейтинга кабинета Коидзуми в декабре 2003 года до 47%. Решением проблемы стал второй визит Коидзуми в Пхеньян в мае 2004 года, в ходе которого ему были переданы родственники пятерых ранее репатриированных японцев для возвращения на родину, что подняло уровень популярности премьера до 60%.
Последнюю треть срока нахождения в должности Коидзуми посвятил реализации своих планов по реорганизации экономики страны и изменению положения в правящей партии.
Еще в качестве основного пункта своей предвыборной программы он заявлял о необходимости реформировать почтовую службу Японии, что представлялось ключевым моментом административно-экономической перестройки в стране. Предполагалось разделить единую систему почтовой службы на четыре частных компании, а с помощью сконцентрированных на ее счетах сбережений населения создать крупнейший в мире банк, который, по замыслу инициаторов приватизации, должен стимулировать "выздоровление" японской экономики.
Однако, верхняя палата японского парламента отклонила 8 августа 2005 года пакет из шести законопроектов, призванных приватизировать систему почтовой службы. Неудача премьера при голосовании была вызвана прежде всего тем, что многие депутаты верхней палаты от ЛДП голосовали против. Фактически этим был выражен вотум недоверия Коидзуми, который воспользовался своим конституционным правом распустить нижнюю палату. Провозгласив лозунг "Спросим сам народ!", он назначил на 11 сентября внеочередные выборы, на которых подавляющее большинство мест получила правящая коалиция ЛДП и партии "Новая Комэйто" - 327 из 480-ти.
С этого момента началась централизация Коидзуми властных функций в своей канцелярии. Центр влияния резко сместился от ЛДП к премьеру, и обозреватели начали говорить о намерении Коидзуми де-факто ввести в Японии президентскую форму правления. Премьер назвал все партийные фракции, противившиеся его политике, "силами сопротивления" и перестал назначать их членов на посты в кабинете. Это привело к ослаблению как фракций, так и ЛДП в целом, члены которой наперебой заявляют в поддержке самого вероятного кандидата на пост следующего премьер-министра Японии, нынешнего генерального секретаря кабинета министров Синдзо Абэ (Shinzo Abe), которого Коидзуми назвал своим преемником.
По информации источников в ЛДП, даже его соперник в предвыборной борьбе за пост нового премьера, нынешний глава внешнеполитического ведомства Таро Асо (Taro Aso), "борется понарошку", и его обещано оставить на должности главы МИД Японии.
Однако, индивидуализация политики Коидзуми имела и свою темную сторону, поскольку привела к резкому ухудшению отношений Японии с Китаем и Южной Кореей. Причиной стали шесть посещений премьером токийского храма Ясукуни-дзиндзя (Yasukuni-jinja), в котором захоронен прах японских военных преступников, казненных по приговору Токийского трибунала в 1948 году или умерших в ходе процесса.
Как неоднократно заявлял Коидзуми, визиты являлись "исполнением обещания, данного премьером народу страны, раз в году отдавать дань памяти тем, кто погиб за родину". Считается, что в Ясукуни покоятся души около двух с половиной миллионов японских солдат, "павших за императора и великую японскую империю".
В странах Дальнего Востока поклонение японских официальных лиц и в особенности премьера в этом храме рассматривается как приверженность японского руководства своему милитаристскому прошлому. Лидеры Южной Кореи и Китая заявили, что не намерены проводить встречи с премьером Японии до тех пор, покуда он не откажется от посещений Ясукуни и, несмотря на все попытки японской дипломатии, придерживаются этого более полугода.
В то же время Коидзуми прилагал все усилия, чтобы отношения Японии с США оставались безоблачными. После трех с половиной лет переговоров руководители оборонных и внешнеполитических ведомств двух стран подписали в мае нынешнего года соглашение о передислокации американских баз и о повышении роли японских военных в операциях по поддержанию мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В соответствии с новой оборонительной стратегией Япония будет вместе с США разрабатывать системы ПРО, а в случае необходимости американским военным будут предоставляться японские воздушные и морские порты. Многие политические деятели сетуют на то, что США втягивают Японию в свою политику глобального доминирования во всех районах земного шара, причем с намерением использовать ее в качестве "щита", принимающего первый удар. Однако, эти голоса звучат негромко из-за опасений жесткой реакции от премьера и его окружения.
В плане отношений с Россией Коидзуми, формально ни на шаг не отступив от официальной политики с требованиями "возврата Северных Территорий", как в Японии называют четыре острова юга Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи, считая их неправомочно оккупированными СССР после окончания Второй Мировой войны и ставя их возвращение условием заключения мирного договора между двумя странами, фактически отменил принцип "нераздельности политики и экономики". Прекратив ставить развитие экономических связей в зависимость от уступок России по территориальной проблеме, Коидзуми дал возможность крупным японским компаниям выйти на российский рынок, не опасаясь обвинений в непатриотичности и забвении национальных интересов. В результате в январе 2003 года руководителями двух стран был подписан "План совместных действий", а уже через два года о планах открыть свои отделения и предприятия в России заявили такие гиганты как "Тойота", "Ниссан", банк "Токио-Мицубиси" и другие.
"Эпоха Коидзуми", заканчивающаяся 20 сентября, когда в ЛДП будет избран его преемник, который автоматически станет премьер-министром, поскольку в утверждающей его кандидатуру верхней палате представителей японского парламента у правящей коалиции ЛДП и партии "Новая Комэйто" имеется устойчивое большинство, серьезно изменила расстановку политических сил в Японии. Методы принятия решений усилиями Коидзуми лишились приниципа коллегиальности, скорость их принятия значительно увеличилась, а средства достижения политических целей ужесточились.