Политический обозреватель РИА Новости Андрей Колесников.
Отношение россиян к бесланским событиям сентября 2004-го за два года практически не изменилось. Ровно половина респондентов, согласно последнему исследованию Левада-Центра, полагают, что им известна только «часть правды». Есть, впрочем, один существенный нюанс - резко увеличилось число тех, кто не знает, как отвечать на вопрос об удовлетворенности/неудовлетворенности действиями властей в ходе трагических событий.
Если в 2004 году лишь 5% россиян было трудно квалифицировать результаты операции как успешные, то теперь таких 12%. Россияне не знают, верить или не верить властям. И не понимают, кому верить. Выводы разнообразных комиссий и официальных правоохранительных органов по сути дела не дают никакой новой информации, а лишь запутывают ее потребителя. К тому же, чтобы вести квалифицированный разговор о чьей-то вине, надо ясно понимать главное: кто спровоцировал роковые взрывы в спортзале, где находилась основная часть заложников и, соответственно, штурм?
Хотя у россиян, опрошенных социологами, есть своя версия. Большинство - 33% - считают, что «боевики взорвали школу, потому что с самого начала собирались это сделать». Отчасти такая точка зрения свидетельствует об определенной, весьма сдержанной, степени доверия властям. Точнее, о неуверенном начале преодоления недоверия. Что косвенно подтверждается исследованием другого социологического центра - ВЦИОМа, который замерял оценку угрозы терактов россиянами: респонденты верят, что ситуация с безопасностью несколько улучшилась, причем отчасти благодаря работе «компетентных органов». Кроме того, если после московских событий осени 2002 года (захват заложников во время представления мюзикла «Норд-Ост»), у многих еще были иллюзии по поводу мотиваций действий террористов, то Беслан очень сильно и окончательно дискредитировал борцов «чеченского сопротивления».
Тем не менее, 18% респондентов Левада-Центра допускают, что причиной массовой гибели заложников могли быть непрофессиональные, ошибочные действия спецслужб во время штурма школы, а 6% склонны полагать, что кульминация бесланской драмы произошла благодаря «провокации спецслужб».
Так или иначе, россияне в абсолютном большинстве - 52% опрошенных - оценивают результаты операции по освобождению заложников как неудовлетворительные. К ним добавляются те, кто уверен: общественность сознательно вводится в заблуждение - таких 8%.
Итого: 30% обвиняющих власть . 50% не уверенных в том, что им говорят правду, 9% затрудняющихся с ответом. То есть - почти 90% сомневающихся в подлинности сообщаемой информации!
И на этом фоне во вторую годовщину Беслана жестко разгоняется митинг правозащитников у Соловецкого камня в Москве. Митинг не был разрешен местными властями под тем предлогом, что проводятся мероприятия «Дня города». Такого рода действия и способствуют росту недоверия к официальной трактовке событий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции