Рейтинг@Mail.ru
Соль - на золоте Звезды. Часть 3 - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соль - на золоте Звезды. Часть 3

Читать ria.ru в
Дзен
Перед этим была «полярная эпопея», за которую его собственно и представили к званию Героя. Началась она еще в ноябре 1991 года, когда Андронов на Ил-76МД летал из Кейптауна в Антарктиду, на станцию Молодежная, отвозил туда продукты питания, медикаменты, дизельное топливо, смену полярников для нашей и немецкой антарктической экспедиции. Судно ледокольного типа «Михаил Сомов», которое спешило с таким грузом к полярникам, затерло во льдах, и нашим полярникам грозил голод... (Рубрика "Русский характер")

Виктор Литовкин, РИА Новости

(Завершение. Начало: Часть 1, Часть 2)

Заход на полюс

Перед этим была «полярная эпопея», за которую его собственно и представили к званию Героя. Началась она еще в ноябре 1991 года, когда Андронов на Ил-76МД летал из Кейптауна в Антарктиду, на станцию Молодежная,  отвозил туда продукты питания, медикаменты, дизельное топливо, смену полярников для нашей и немецкой антарктической экспедиции. Судно ледокольного типа «Михаил Сомов», которое спешило с таким грузом к полярникам, затерло во льдах, и нашим полярникам грозил голод.

А во время взлета с южно-африканского аэродрома на одном из двигателей Андроновской машины вдруг лопнул масляный трубопровод.  Надо было срочно отключать агрегат,  иначе на нем мог вспыхнуть пожар. Но Анатолий не стал этого делать.

Загруженный под  завязку  самолет (больше 190 тонн) едва оторвался от полосы и еще не набрал безопасной высоты. Он мог просесть в горячем разреженном воздухе и задеть крыши жилых домов,  которые высились по курсу взлета «Ил-76». Трагедия,  подобная той, что произошла несколько лет позже с таким же самолетом в Иркутске, была неизбежна. Но Андронов сумел «вытянуть» машину. Потом он три часа кружил над заливом Доброй Надежды на глазах у всего города, - это показывало в прямом эфире местное телевидение, - вырабатывал топливо, чтобы вернуться назад в Кейптаун. А на следующий день опять полетел в Антарктиду.

Погода на южной полярной шапке Земли была прекрасная все время,  пока они туда спешили.  Мороз - под двадцать. Яркое солнце. А при подходе к берегу Принца Улафа, когда топлива на возвращение уже не было, она вдруг резко испортилась. Задул сильный боковой ветер,  ледяную полосу, не оборудованную никакими радиотехническими посадочными  средствами,  наглухо затянуло белой крупой. Андронов все же, хоть и «на ощупь», специалисты называют это эквилибристикой,  но посадил загруженную под завязку машину.

Потом он летал в район Южного полюса,  на станцию  Восток. С высоты в шестьсот, пятьсот и пять метров сбрасывал на горное плато, высотой в 3880 метров, три семитонных платформы с продуктами. На последнем заходе на десантирование платформа сошла с рельсов и со всего размаха ударила  по  обрезу грузовой  рампы. Экипажу удалось закрыть аппарель, и несколько часов Андронов летел до Молодежной на поврежденной машине.

А после  того было еще шесть взлетов и посадок на «Руслане» на заполярную ледяную полосу поселка Тенкеле, длиной в 1600 метров (инструкция разрешает только бетон в  3000  метров). Там в пятидесяти минутах лета от Тикси, в местной шахте добывают оловянный концентрат для Новосибирского  оловоплавильного комбината. Везут руду из зоны вечной мерзлоты в Сибирь полтора года,  когда открываются реки и можно  пустить  за  нею баржи.

Андронов перевез шестьсот тонн концентрата, полугодовой запас комбината, в испытательных полетах Ан-124 (они никогда еще до этого не садились на подобный «грунтовой»  аэродром) за три  недели. Сколько  миллионов  «деревянных»  сэкономил стране, никто даже подсчитывать не стал.

Таких случаев за 1478 испытательных полетов у полковника Андронова было больше десяти.  Так что генеральный конструктор ОКБ Антонова знал, кого приглашал впервые поднять в небо новую уникальную украинско-российскую машину.

Правда, никаких огромных денег, как утверждают легенды, за первый испытательный полет на Ан-70,  как и  за  полсотни других, полковник Андронов не получал.  Только командировочные. А месячный оклад лучшего «тяжеловоза» России составлял по тогдашнему курсу 500 у.е. На них семьей из трех человек, - у Анатолия есть еще дочка-школьница, тем более в Москве и Подмосковье, - не  разгуляешься.

То, что американский пилот такого уровня, как он, получает в месяц  больше десяти тысяч «баксов», нам не указ. Мы деньги в чужом кармане считать не привыкли. Но полковник на жизнь не жалуется. У него, говорит, все есть.  Японский  телевизор,  «видик»  и магнитофон он в свою квартиру уже купил.  Это было тогда, когда после «кругосветки» по просьбе австралийцев российского  происхождения, братьев Джамирзе, возил на своем Ан-124 из Мельбурна на Украину гуманитарную помощь.

Заработал тогда чуть больше тысячи долларов. Все и оставил в Сингапуре,  на электронном рынке. Ничего лишнего ему в дом не надо.

Жизнь без политики

Да и за рубежи родной страны он уже давно не летал.  После увольнения в запас за штурвал тяжелых транспортных самолетов он не садился. Ан-70 новому главкому ВВС России генералу армии Владимиру Михайлову не нравится. Он объявил, а его решение поддержал и министр обороны Сергей Иванов, что наша страна в серийном производстве «семидесятых» участвовать не будет. Он ей не нужен. Есть Ил-76МФ и его нам достаточно. А что до Ан-70, на создание которого затрачены огромные деньги, в основном, кстати, российские, то пусть с ним разбираются в ОКБ Антонова. Андронов тут не при чем. Он сделал все, что мог, для спасения этой машины и даже больше. Если надо опять подставить ей плечо, он готов. Но тут уже дело не за летчиками-испытателями, а за политиками и не совсем понятными нормальным людям какими-то межгосударственными или межведомственными «разборками».

В политике Анатолий разбирается не очень. Нет, в большой, на межгосударственном уровне, как и многие из нас, - еще куда ни шло. А вот на местном, муниципальном как-то не получается. Коллеги, летчики военно-транспортной авиации, проживающие в поселке Щелково, выдвинули его в областную Думу, хотели, чтобы там был человек, который на деле станет отстаивать их интересы. Тем более, что знает их на собственном опыте. Но Герою России то ли денег на «раскрутку» не хватило, то ли опыта политической борьбы, то ли еще чего, но выборы он проиграл. Хотя и не унывает. Дел у него хватает.

Анатолия Андронова, к примеру, не раз приглашали консультантом на международные авиасалоны в Берлин, в Париж и в Лондон, но в последний раз, когда мы с ним встречались, у Героя России не было даже загранпаспорта. Старый закончился, а документы на новый чиновники опять волокитят, все никак не могут быстро провести их через соответствующие инстанции МИДа, МВД и ФСБ. Ссылаются на то, что он знает много такого, что не должно выйти за пределы страны. Глупость, конечно, но...

Коллеги Андронова рассказывали мне:

- Когда представление на присвоение  ему  звания  Героя полтора  года «гуляло» по разным кабинетам,  не раз раздавались телефонные звонки: мол,  приезжайте,  посмотрим, чем и как мы сможем вам помочь.  То есть намекали, что надо тащить этой «публике» - бутылки, конфеты, а то и деньги. Можно подумать, ему Золотая Звезда не солью и потом досталась, а по блату.

Он никуда и ни к кому не поехал.

Говорил:

- Извините, некогда. Работа не отпускает.

За новым  загранпаспортом, сказали мне, Герой России полковник запаса Анатолий Андронов тоже бегать не станет. Если такие специалисты, как он, кому-то еще нужны, пусть постараются для этого что-то реальное сделать.

г. Щелково-Москва

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала