Рейтинг@Mail.ru
Соль - на золоте Звезды. Часть 2 - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соль - на золоте Звезды. Часть 2

Читать ria.ru в
Дзен
Для того, чтобы позаботиться о себе у них было все - парашюты, аварийная шахта, несколько сотен метров высоты и последние секунды оставшегося до встречи с землей стремительно тающего времени. Но они понимали, что произойдет, если прыгать все же придется. И согласиться на такой вариант не могли до последнего. Решение приняли даже не на словах, - взглядом... (Рубрика "Русский характер")

Виктор Литовкин, РИА Новости

(Продолжение. Часть 1 читайте здесь.)

ЧП с ЭДУ

...Самолет легко взлетел,  без проблем набрал нужную скорость, занял заданный эшелон на высоте в две тысячи пятьсот метров. И в тот момент, когда кавалькада машин с большими  государственными  начальниками  взяла курс на Гостомысль, помчалась встречать «новорожденного» на земле, на борту «семидесятого» произошло ЧП. Какое именно, Андронов объяснять отказался.

- Не имею на это права, - сказал он и добавил. - Напишите просто  «система управления самолета сработала нештатно».

Как именно, мне потом объяснили другие люди.

На Ан-70-м  впервые в мире на транспортных машинах применена система ЭДУ (электро-дистанционного управления). То есть движением рулей киля и стабилизатора  управляют  не металлические тяги,  которые передают усилие пилота от штурвала до крыльев,  а по тоненьким электропроводам только цифровая  электронно-вычислительная машина. До этого подобная система управления устанавливалась лишь  на  истребителе-перехватчике Су-27 и его более поздних модификациях и на стратегических бомбардировщиках.

Она-то и дала сбой.

По иронии судьбы, такого не должно произойти ни при какой погоде. Система многократно дублирована. Ее отказ, в отличие от других систем и агрегатов самолета, даже не предусматривался бортовыми инструкциями. У летчиков-испытателей не было никаких указаний, как реагировать на такую ситуацию. А реагировать пришлось мгновенно.

«Семидесятый» клюнул носом и, стремительно набирая скорость, понесся к земле. Как сказано в представлении Андронова к званию Героя России,  «возникла угроза разрушения самолета и гибели экипажа».

Первым неполадки в электро-дистанционной системе управления почувствовал Галуненко. Он сидел в кресле левого летчика и держал в руках штурвал.

- В «продоле» непорядок,  - крикнул в ларингофоны Александр.

Анатолий Андронов (правый летчик) в этот момент управлял рычагами работы двигателей. И тоже уловил странное поведение самолета. Потянул штурвал на себя,  помогая Галуненко выровнять машину,  но та не слушалась рулей.

Заволновался бортинженер Владимир Чепель. Ткнул пальцем в козырек  над остеклением кабины.  Там, на табло индикации должен был загореться сигнал «Отказ системы управления». Но ничего этого  не произошло.  Значит,  автоматика не уловила сбой?  Что-то не так в ее математической программе? Гадать было некогда. Надо спасать машину и, естественно, себя.

Для того, чтобы позаботиться о себе у них было все - парашюты,  аварийная шахта, несколько сотен метров высоты и последние секунды оставшегося до встречи с землей стремительно тающего времени. Но они понимали, что произойдет, если прыгать все же придется. И согласиться на такой  вариант не могли до последнего.

Решение приняли даже не на словах, - взглядом. Командиры кивнули друг другу:

- Выключаем автоматику.

Володя Чепель пробежал пальцами по тумблерам ЭДУ и включил последнее,  что у них оставалось - систему, на которой никто еще никогда не летал, ГДУ (систему гидро-дистанционного управления, состоящую из тоненьких трубочек,  заполненных под давлением авиационным маслом).

Такая установлена только на «стратегах».  Предназначена для того,  чтобы во время войны, если в воздушном бою выйдет из строя вся электроника,  экипаж мог выровнять бомбардировщик, пустить в цель крылатую ракету с ядерным боезарядом, и тут же покинуть уже бесполезную машину. В инструкции «стратегов» так и записано «для завершения боевой задачи и  покидания самолета». Считалось, что на ГДУ посадить бомбардировщик нельзя ни при какой погоде.

На Ан-70  все же собирались впервые в мире приспособить ГДУ для аварийной посадки. Но такое испытание системы планировалось провести только в конце программы. Никак не в первом полете. Никто не мог предположить, что Андронову и Галуненко придется включать ее сразу же.

Самолет крепко встряхнуло. Страшная перегрузка вдавила пилотов в кресла, даже пальцы на руках едва шевелились, но Андронов вдруг с облегчением почувствовал,  что их «семидесятка» все же слушается руля.  Не так легко,  как  на автомате, но все же слушается. Безукоризненно.

- Что будем делать, Саша? - спросил он. - Садимся?

- Конечно, - ответил Галуненко.

Они передали на землю, что произошел отказ электро-дистанционной системы управления, и им  пришлось  включать  гидро-дистанционную, запросили добро на посадку.  Получили его.

Потом прорепетировали в воздухе заход на  взлетно-посадочную полосу. «Семидесятка» вела себя превосходно.

Я спросил у Андронова, что он ощущал в те секунды, когда отказала система управления.

- Ничего, кроме ответственности за судьбу машины, - как-то очень буднично ответил он.  - И надежду,  что все еще есть возможность ее спасти. Единственную, но возможную. Мы с Галуненко сумели  ее найти.  А переживания пришли много позже.  Уже на земле.

Он рассказал,  что после испытания (в тот день, что Балабуев вымолил у  Господа!)  узнал,  что  его  приглашал  на свадьбу сын. Так получилось. Андрей  живет со своей матерью - первой  женой Анатолия под Астраханью,  в Ахтубинске, где Андронов вырос и лейтенантом начинал летать.  И сообщить оттуда в Киев, что женится, сын не смог. Полковник услышал о свадьбе своего первенца,  когда она уже состоялась.  Потом в Москве они ее сыграли еще раз. Но...

- Проснулся как-то ночью, - говорит Андронов, - и думаю: а мог ведь никогда не побывать на свадьбе сына. Почему-то на душе стало очень грустно.

...Журналисты, теле- и кинооператоры, генералы, депутаты и правительственные чиновники опоздали на аэродром к приземлению Ан-70-го.  Им  о происшедшем в небе ЧП никто ничего не рассказывал. И практически до сегодняшнего дня о «нештатном происшествии»  в  первом  полете нового самолета знал только очень узкий круг специалистов.

Даже тогдашнему президенту Украины Леониду Кучме Генеральный конструктор ОКБ Антонова Петр Балабуев доложил о спасении  этого самолета экипажем Галуненко-Андронова  не  на  аэродроме,  а несколько дней спустя,  во время личной аудиенции в кабинете Кучмы в Мариинском дворце на Печерске.

Извинился, что не смог это сделать сразу. Объяснил, почему промолчал. Рассказал, что сделали русский и украинский летчики-испытатели, чтобы их машина жила и летала.  Леонид  Данилович распорядился представить экипаж к наградам,  а потом  вручил Александру Галуненко и Анатолию Андронову высший орден Украины «За мужество».

- Жаль,  что у нас в стране нет звания Героя Украины, - сказал он  на  той церемонии летчикам-испытателям.  - Вы его достойны.

А российскому президенту Борису Ельцину об этом подвиге полковника Анатолия Андронова и его украинского коллеги Александра  Галуненко рассказал главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин на Московском международном авиакосмическом салоне в Жуковском, на МАКС-97.

Андронов и Галуненко как раз на глазах президента России отлетали  в  небе  Жуковского  выставочную  программу на том самом Ан-70, что «клевал» у них носом в Святошино.

Дейнекин, только что услышавший,  что стал Героем России, подвел Бориса Ельцина к экипажу «семидесятки», познакомил с офицерами. Сказал, что те четыре месяца назад буквально вытащили уникальную машину с того света, спасли российско-украинский проект, который должен стать лидером мирового авиастроения в ХХ1 веке.

Ельцин искренне удивился:

-А почему ваш полковник еще не Герой?

Ему не стали рассказывать, что представление на присвоение Анатолию Андронову звания Героя России «ходит» по высоким правительственным  кабинетам  уже больше года.  И попало оно туда намного раньше, чем он совершил свой очередной подвиг над аэродромами Святошино и Гостомысль.

(продолжение: Часть 3)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала