День Воздушного Флота России
День Воздушного Флота отмечается в России в третье воскресенье августа в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России». Ранее праздник отмечался как День Воздушного Флота СССР с 18 августа 1933 года. Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года: в этом году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» и открыта первая воздушная линия: Москва - Нижний Новгород. Известное влияние на развитие гражданского воздушного флота в СССР в середине 1930-х годов оказала постройка 24-местного самолета Ли-2. Значительное развитие отечественной гражданской авиации началось в конце Великой Отечественной войны, когда был создан двухмоторный самолет Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 года вышли на линии «Аэрофлота» и вместе с Ли-2 стали основными гражданскими самолетами в СССР. Уже в 1940 году общая сеть внутренних воздушных линий в СССР составляла 144 тысячи километров, было перевезено 400 тысяч человек. Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950-х годов благодаря использованию многоместных реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800-900 км/час, с 1956 года стал основным самолетом на магистральных линиях «Аэрофлота». С созданием реактивных самолетов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 1960-х годов) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2). В 1965 году был построен самый большой в мире транспортный самолет Ан-22 (Антей). В 1968 году совершил свой первый полет самолет Ту-154. В 1969-1970 годах Аэрофлот пополнился новыми самолетами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях. С 1970-х годов входят в эксплуатацию пассажирские самолеты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/час при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолетов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов Аэрофлота широко внедряются автоматика и счетно-решающая техника. В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года - Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года - Федеральному агентству воздушного транспорта. После распада СССР в 1991 году «Аэрофлот» перестал существовать как единая отрасль. Стали формироваться «собственные авиации» в бывших союзных республиках и в регионах России. На базе территориальных управлений возникли концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60 процентов. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.
445 лет назад (1561) родился Якопо ПЕРИ, итальянский композитор и певец, один из основоположников оперы
XVII век в искусстве Италии открывается оперой - «драмой на музыке» (dramma per musica, так называли ее современники). Новый жанр зародился на исходе XVI столетия, сложился и получил широкое развитие в XVII веке. Первым оперным спектаклям непосредственно предшествовали пышные праздничные постановки во Флоренции ряда интермедий и пасторальных драм с музыкой. Возникновение оперы было воспринято современниками как рождение «нового стиля» и в самом деле знаменовало для истории музыки глубокий переворот в средствах выразительности и основах формообразования. В отличие от других жанров, в том числе и вокальных, опера явилась наиболее синтетическим родом искусства, ибо соединяла музыку с поэзией и сценическим действием. Сама же по себе идея «драмы на музыке» как нового в своем роде программного искусства родилась во флорентийской художественной среде, непосредственно близкой создателям и инициаторам праздничных интермедий 1589 года. Это был кружок просвещенных любителей музыки, профессиональных музыкантов, поэтов, ученых-гуманистов, собиравшихся во Флоренции с 1580-х годов в доме графа Джованни Барди, а затем, с отъездом мецената, в доме другого просвещенного дилетанта Якопо Кореи: отсюда обозначение «флорентийская камерата Барди - Кореи». Помимо самих меценатов, вдохновленных мыслями о возрождении античной трагедии и пробовавших свои силы в поэзии и музыке, в камерату входили певцы и композиторы Якопо Пери, Джулио Каччини, теоретик и композитор Винченцо Галилей, поэт Оттавио Ринуччини, ученый-филолог, знаток античности Джироламо Меи, автор «Рассуждения об античной и новой музыке», другие знатоки и любители искусства. Совершенно точно известно, что первая опера - Дафна» - была написана итальянским композитором Якопо Пери. Он родился во Флоренции. Учился в Лукке у X.Мальвецци. Служил придворным музыкантом. Так же как В.Галилей и Дж.Каччини, Пери отошел от привычного многоголосного письма и обратился к гомофонному стилю. В 1594 году написал музыку (совместно с Я.Корси) оперы «Дафна» (на текст поэта О.Ринуччини). Она была исполнена во Флоренции во время карнавала 1597 года. К сожалению, произведение оказалось утерянным. Но год его исполнения многие авторитетные историки музыки считают датой рождения оперы. Другие склонны считать датой рождения 1600 год - год постановки первой дошедшей до нас оперы «Эвридика». Она написана Якопо Пери при участии Джулио Каччини, сочинившего для нее ряд эпизодов. В предисловии к изданию музыки этой оперы Пери писал, что он стремился в своей музыке подражать человеческой речи, как это делали древние греки и римляне. Опера шла в сопровождении лютен и гитар, а в инструментальных ритурнелях добавлялись флейты. Пери, обладавший прекрасным тенором, был исполнителем партии Орфея в первых постановках оперы (1600, Флоренция). Остальные оперы, написанные Пери, не сохранились; он также участвовал вместе с К.Монтеверди, Дж.Синьорини и другими композиторами в сочинении опер «Фетида» (1608), «Адонис» (1620).
285 лет назад (1721) пущены знаменитые фонтаны и каскады Петергофа
Петродворец (до 1944 года - Петергоф) расположен на южном берегу Финского залива в 29 километрах от Санкт-Петербурга. Название «Петергоф» (по-голландски - «двор Петра») впервые упоминается в Походном журнале Петра от 13 сентября 1705 года, когда царь, часто отправляясь в Кронштадт южным берегом Финского залива, в тридцати верстах от Петербурга устроил небольшую пристань. С 1709 года здесь началось строительство царской резиденции. Одновременно велась застройка города. Замысел создания летней резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы знаменитому французскому Версалю, возник у Петра в 1714 году после победы русского флота над шведами при Гангуте, как прославление побед России в борьбе за выход к берегам Балтики. В основе идеи лежало создание дворцово-паркового ансамбля непосредственно на берегу Финского залива с использованием уникального естественного ландшафта. Петр не случайно выбрал именно это место: обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. В них принимали участие выдающиеся архитекторы Ж.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, Ф.Растрелли, Ю.Фельтен, А.Штакеншнейдер. В итоге усадьба с небольшими по размерам дворцами (Монплезир, Марли, павильоном Эрмитажа и др.) и несколькими небольшими садами усилиями гениальных зодчих и мастеровых людей была превращена в жемчужину мировой культуры, «столицу фонтанов». Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом и в центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана «Самсон». Далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север - юг. Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Его начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру В.Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить струи-фонтаны. Первые фонтаны и каскады Петергофа были пущены 20 августа 1721 года. В 1735 году в центре ковша началось сооружение фонтана «Самсон». Вдоль Морского канала Петр предполагал соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа. Позже было решено сделать фонтаны в виде ваз. В 1854 - I860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа. В наши дни Петродворец - всемирно известный город-музей под открытым небом, превосходящий по своему великолепию многие европейские дворцовые и парковые ансамбли. Здесь открыты для обозрения 10 музеев и три парка: Верхний, Нижний и Александрия. В Верхнем саду и Нижнем парке работают три каскада и 173 фонтана. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году города и его дворцово-парковых ансамблей в список культурного наследия ЮНЕСКО.
61 год назад (1945) создан Специальный сверхсекретный комитет для «руководства всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана»
20 августа 1945 года, сразу же после взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, постановлением Государственного комитета обороны №9887 «сс/оп» (совершенно секретно/особая папка) создается специальный комитет при ГКО для «руководства всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана», включая производство атомной бомбы. Председателем комитета был назначен Л.Берия, а его членами - Г.Маленков, Н.Вознесенский, Б.Ванников, А Завенягин, ученые-физики П.Капица и И.Курчатов. Тем же постановлением был образован Технический совет под председательством Ванникова, в состав которого вошли крупные ученые И.Вознесенский, А.Иоффе, П.Капица, И.Курчатов, Ю.Харитон. Тогда же было создано Первое Главное управление при Совнаркоме СССР для координации всех работ. Примечательным пунктом этого постановления был следующий: «Поручить тов. Берии принять меры к организации закордонной разведывательной работы по получению более полной технической и экономической информации об урановой промышленности и атомных бомбах, возложив на него руководство всей разведывательной работой в этой области, проводимой органами разведки». Советские ученые, чтобы ускорить научные работы над созданием атомной бомбы, были заинтересованы в регулярном ознакомлении с ходом этих работ в США. Агенты СССР в Англии и США добыли 286 секретных научных документов и закрытых публикаций по атомной энергии. Советское руководство стремилось любой ценой ускорить испытание первой атомной бомбы, и ученые пошли по пути копирования американского ядерного устройства. К 1946 году Ю.Харитоном было подготовлено тактико-техническое задание на первую советскую атомную бомбу. Для выполнения этого задания решением правительства под наименованием КБ-11 в 1946 году был создан первый в стране научно-исследовательский центр по разработке и созданию атомного оружия. Летом 1948 года под Челябинском завершилось сооружение первого промышленного атомного реактора, а через несколько месяцев был принят в эксплуатацию и радиохимический завод по выделению плутония из урана. Пуск этих двух предприятий позволил приступить к изготовлению и испытанию ядерной бомбы. 29 августа 1949 года на ядерном полигоне под Семипалатинском был произведен взрыв первой в СССР атомной бомбы.
26 лет назад (1980) умер Джо ДАССЕН, французский певец-шансонье и композитор
Джо (Джозеф) Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке, в семье американского кинорежиссера, Жюля Дассена, и скрипачки-венгерки. В 1950 году, когда в Америке начался разгул маккартизма, семья Дассенов переехала в Европу. В 1957 году Джо Дассен окончил лицей в Гренобле. После развода родителей он, чтобы сменить обстановку, уехал в США, где поступил в Мичиганский университет. Специализировался по этнологии, изучал американский и индейский фольклор. Во время учебы Дассен, чтобы подработать, начал петь в кафе под гитару. Завершив образование, он сыграл несколько незначительных ролей в фильмах своего отца, потом устроился ведущим на RTL. Карьеру певца Дассен начал в 1963 году. Большую роль в начале его творческого пути сыграла совместная работа с Жаком Плэ, с которым были записаны первые песни. В 1965 году Джо Дассен записал ставший «золотым» диск «Les Dalton», заглавная песня которого оказалась первым из множества хитов. Вскоре выходят диски «Siffler sur la colline», «Le petit pain au chocolat», певец с успехом дебютирует в концертном зале «Олимпия». С 1969 года в жизни Дассена начинается череда непрерывных гастролей. Он был особенно популярен в Канаде и других франкоязычных странах. Пластинки с записями песен превосходят миллионные тиражи. Одна за другой рождаются песни, теперь вошедшие в золотой фонд двадцатого века. Никто не знал, что концерт 11 июля 1980 года окажется последним для одного из самых известных французских певцов. 20 августа 1980 года, во время отдыха на Таити, Джо Дассен умер от сердечного приступа.
Мусульманский праздник - Ночь Миъраджа - вознесение Пророка Мухаммада к Аллаху (20-21 августа)
Сегодня ночью мусульмане во всем мире встречают праздник Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Раджаб-байрам) - ночь вознесения пророка Мухаммада к престолу Аллаха. Праздник установлен в память о чудесном путешествии Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его восхождении (миърадже) на небеса к престолу Аллаха. В коране об этом событии упоминается в суре «Аль-Исра» («Перенесен ночью»). В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь архангел Джабраил посетил пророка Мухаммада, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бораке. Сначала Мухаммед и Джабраил побывали на горе Сина и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского храма. Мухаммад вошел в Храм, где его ожидали другие пророки, и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем - имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммеду два бокала - один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути - ты и народ твой! Вино запрещено для вас» (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде). Затем, по преданию, в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (миърадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью и Ису, на третьем - Юсуфа, на четвертом - Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу; на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим, который показал Мухаммаду рай. Все пророки приветствовали Мухаммада как брата. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, произнеся 99 тысяч слов... Затем Мухаммад был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку, он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода. Ночь Миъраджа мусульмане проводят в бдении, читают коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию.