Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - РИА Новости.
Сильная зависимость различных стран Европейского Союза от поставок российского газа объясняет то беспокойство, с которым здесь встречают любые шаги Газпрома, направленные на развитие собственного бизнеса. С явным подозрением было встречено недавнее подписание меморандума между Газпромом и алжирской компанией «Сонатрак» (Sonatrach) - двух основных газовых поставщиков Европы. Доля Алжира на европейском рынке составляет около 10-12%, а доля России превышает 25%.
Обеспокоенность Европейского Сообщества, до сих пор не имеющего внятной общей энергетической политики, основывается не столько на известных деталях подписанного в Москве меморандума о взаимопонимании, сколько на предположениях о той роли, которую Кремль отводит Алжиру в своей новой, основанной на энергетике, внешней политике. Премьер-министр Италии Романо Проди крайне тревожно отреагировал на информацию из Москвы и призвал срочно разработать единую энергетическую политику ЕС. «Это соглашение лишний раз подтверждает, насколько срочным делом являются достижение энергетической независимости и выработка единой европейской политики в данном секторе».
Газпром и алжирская государственная нефтегазовая корпорация «Сонатрак» подписали «меморандум о взаимопонимании». Этот документ, в частности, предусматривает создание российско-алжирского энергетического координационного комитета, а также постоянно действующие совместные рабочие группы. Первым результатом российско-алжирского газового сотрудничества станут газообменные сделки. Алжир может сократить поставки газа в Италию, которые будут возмещены российским газом, а Газпром, в свою очередь, получит от Алжира сжиженный газ. При этом нельзя исключать увеличения физических объемов поставок Газпрома.
Важным моментом договоренностей является возможность участия корпорации «Сонатрак» в проекте «Балтийский СПГ». Алжирская компания, таким образом, может составить реальную конкуренцию итальянским компаниям, которые заявили об интересе к строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) под Санкт-Петербургом. Глава итальянского концерна Eni недавно объявил о переговорах с Газпромом по проекту завода СПГ мощностью 8 млрд. кубометров газа и стоимостью $2,5 млрд.
Однако особенно пугают европейских наблюдателей перспективы координации ценовой политики между «Сонатрак» и Газпромом на европейском рынке. Судя по реакции в Европе, выход в Брюсселе видят в создании картеля потребителей газа по аналогии с ситуацией на нефтяном рынке (ОPEC - IEA). В этой обстановке важно разобраться в движущих мотивах, определяющих активную международную экспансию Газпрома. Что здесь главное: обычные деловые отношения между компаниями или шаги к созданию картеля?
Газпром уже работает над трубопроводными и геолого-разведочными проектами в Латинской Америке, Азии, Африке. Что вполне естественно для глобальной компании ранга Газпрома. Однако недавние договоренности с венгерской MOL, имеющие отношение к коммерции, к логистике, но совсем не к политике, породили очередные тревоги по поводу «окружения Европы». Напомним, эти договоренности касаются создания СП для разработки технико-экономического обоснования трубопровода из России в Южную Европу, который поможет загрузить трубопровод «Голубой поток».
В Европе Газпром ведет хоть и активную, но никак не агрессивную стратегию. Основные цели вполне коммерческие: сохранение существующей доли на европейском рынке, выход на конечного потребителя, включая газотранспортную структуру и подземные газохранилища и др. И если в эту стратегию вплетается политика, то в случае с Европой основная причина - поведение самих европейцев. Формируемая в Брюсселе система мер, которую здесь выдают за единую энергетическую политику, и которая постоянно критикуется в самой Европе, по существу провоцирует поставщиков газа вводить элементы ценовой координации. Например, ограничения сроков договоров на поставку (максимально - 7 лет). Если раньше контракты заключались на длительные сроки вплоть до нескольких десятков лет, что позволяло поставщикам строить соответствующие инвестиционные планы на длительную перспективу, то нынешние условия ведут к созданию рынка спотовых контрактов. Производителям газа, в том числе и России, не выгодны планы Европы по либерализации рынка газа и переход на краткосрочные контракты, поскольку рыночное ценообразование по брюссельскому сценарию неминуемо приведет к падению цен на газ.
На примере нефтяного рынка видно, что преобладание спотовых контрактов толкает продавцов к формированию картелей и группировок по «ценовым» интересам. Попытки диктата со стороны потребителя газа объективно подталкивают страны-производители и продавцов природного газа к идее газового ОПЕК. Не случайно в последнее время предложения «координировать ценовую и торговую политику» в сфере поставок газа Москве делались Ираном, Алжиром, Ливией, не говоря уже о государствах бывшего СССР. Пока российский президент, как это было в Шанхае на саммите ШОС, четко дистанцируется от идеи создания газового концерна. Однако в условиях продолжающегося игнорирования интересов производителей газа, в том числе, давления на Газпром, интерес к картельному проекту у Москвы может возрасти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции