НЬЮ-ЙОРК, 16 авг - РИА Новости, Андрей Лощилин. Американские музеи используют новейшие технологии, чтобы предотвратить кражи экспонатов. Об этом РИА Новости старший вице-президент крупнейшего в США нью-йоркского музея "Метрополитен" Гарольд Холцер.
Как сообщил Холцер, для отслеживания похищенных произведений в США существует несколько электронных баз данных, самая известная из которых - Art Watch. Ее совместно содержат и обновляют все американские музеи изобразительных искусств. В международном масштабе главными базами данных о ценностях, похищенных из музеев и частных коллекций, являются Art Loss Registry и Trace. Именно на их основании ведет свою статистку и рассылает по миру ориентировки Интерпол.
"Мы никогда не обсуждаем публично и с представителями прессы вопросы охраны и безопасности наших экспонатов", - сказал Холцер. Он в курсе вскрытия хищения более 220 предметов из запасников "Эрмитажа", но предпочел бы не комментировать и его.
"Отмечу лишь, что в истории "Мет" краж не было вообще, - сказал Холцер. - Коллекция у нас постоянно контролируется и перепроверяется, и цикл инвентаризации в "Метрополитен" гораздо меньше года. В последнее время мы активно работаем над тем, чтобы разместить в Интернете изображения всех произведений искусства из нашей коллекции. Вообще мы сейчас больше, чем прежде, уделяем внимание использованию достижений технической революции".
Согласно статистике, Соединенные Штаты не принадлежат к числу стран, наиболее подверженных кражам произведений искусства. В тройку лидеров в этом отношении входят Франция, Италия и Россия. По данным размещенным на официальном сайте Интерпола, в 2004 году из французских коллекций и храмов было похищено 5543 предмета, из российских - 1885.
Однако это не значит, что американские музеи 100-процентно защищены от краж. В ежегодно составляемом ФБР списке Топ-10 самых разыскиваемых произведений искусства наряду с похищенными в Шотландии и Норвегии "Мадонной с прялкой" Леонардо да Винчи и "Криком" Эдварда Мунка фигурируют несколько картин Рембрандта и Рубенса общей стоимостью около $300 миллионов, украденных в 1990 году из частного музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне.
По словам специалиста по поиску похищенных произведений искусства агента ФБР Джеймса Уинни, в США, как и в других странах, такие кражи нередко происходят при соучастии музейных работников. "Хищения ценностей из музеев и хранилищ происходят по вине инсайдеров гораздо чаще, чем показывается в голливудских фильмах, где искусный взломщик проникает в охраняемое здание через трубу или каким-то еще более хитроумным способом", - признает Уинни.
Во всем мире музеи выставляют на обозрение публики лишь примерно 2% своих экспонатов, остальные находятся в их запасниках. Но если в России эти запасники расположены, как правило, в самих галереях, то в Соединенных Штатах - в совершено отдельных местах. Так, не выставляемые предметы коллекций нью-йоркских музеев размещаются в расположенной в Куинсе "Крепости" - оснащенном бронированными сейфами и системами климат-контроля хранилище, которое принадлежит общенациональной частной корпорации, специализирующейся на охране шедевров изобразительного искусства и антиквариата.
Если преступникам все же удается осуществить свой замысел и похитить экспонат из американского музея, то они либо молниеносно переправляют добычу за границу, либо надолго "ложатся на дно".
"В том, что касается украденных произведений искусства, границы - это сито, - утверждает исполнительный директор Международного фонда искусствоведческих исследований (International Foundation for Art Research) Шарон Флешер. - Предметы искусства, особенно небольшие по размерам, могут перемещаться по миру очень быстро. Вот если кража получила широкий резонанс в СМИ, тогда другое дело".
"Если похищенное произведение слишком хорошо известно, то его стараются скрыть от посторонних глаз навсегда. По слухам, в Турции, например, богатые коллекционеры крепят на своих виллах украденные картины с тыльной стороны к другим полотнам - так, чтобы их можно было иногда развернуть", - говорит совладелец манхэттенского магазина русского антиквариата A la Vielle Russie Питер Шаффер.