Экономический обозреватель РИА Новости Василий Зубков.
Пустые полки отделов по продаже алкогольных напитков в гигантских супермаркетах и крошечных магазинчиках напоминают времена советского дефицита. Явление грустное, уже порядком подзабытое. Везде царит недовольство тем, что вначале из торговли исчез дорогой импортный алкоголь, затем напитки в средней ценовой гамме - марочные вина и хорошая отечественная водка, в завершении пришла очередь дешевых импортных винных суррогатов.
Это был настоящий ураган, сметший с прилавков около 200 млн. бутылок иностранного вина, которые составляли около 10% потребностей российского рынка. Именно столько, по данным Национальной алкогольной ассоциации, было на складах, в ресторанах и в розничной торговле перед 1 июля.
Причин такого опустошения несколько, и возникли они в первой половине этого года. В соответствии с законом о госрегулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции, с 1 июля в России запрещена продажа любой импортной алкогольной продукции с акцизными марками старого образца. Хотя запрет на завоз импортного алкоголя с такими марками был введен еще 1 апреля, но достаточного количества новых марок не подготовили. Поэтому к началу второго полугодия лишь 1,9 млн. бутылок имели новые акцизные марки.
Катализатором системного кризиса в отрасли стало и весеннее решение Роспотребнадзора и санитарных служб по запрету алкогольной продукции и коньяков Грузии и Молдовы, из-за огромного количества подделок.
А тут вводится еще одно новшество - Единая государственная автоматизированная информсистема (ЕГАИС), через которую производители и импортеры алкогольной продукции должны регистрировать каждую бутылку на сервере Государственной таможенной службы. На упаковку наносится штрих-код, имеющий подробную информацию о производителе, импортере, самом напитке и его потребительских качествах. То есть каждая бутылка получает свою российскую легальную прописку.
Не сомневаюсь, что каждое из перечисленных выше решений вполне логично, и задумщики руководствовались целесообразностью и стремлением сделать российский алкогольный рынок более цивилизованным. Своевременны были и меры по его защите от массовых низкосортных подделок. И электронная система учета крайне необходима. Она - эффективный страж и контролер всей ввозимой алкогольной продукции.
Однако из-за ведомственной несогласованности Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, а также государственным унитарным предприятием (ФГУП) «НТЦ Атлас», разрабатывающего ЕГАИС по заказу Минфина, хорошие идеи на первом этапе дали убийственные результаты.
Так, по словам представителей «Атласа», система к указанному сроку не стала «всемогущей и всевидящей». В середине лета из-за технических сбоев к ней было подключено лишь около 480 российских производителей алкоголя (из 500), около 50 производителей спирта (из 200), около 1700 оптовиков (из 3000), около 80 импортеров (из 160). Система учета пока не работает надежно, отчего окончательный ее пуск в эксплуатацию разрешено отодвинуть до февраля будущего года.
Ответственные организации признают, что новые акцизные марки в нужном количестве не были готовы (в марте было выдано всего 1050 марок.). Поэтому бутылки со старыми марками в июне увозились из магазинов на оптовые склады для переоформления и переклейки акцизных марок, другие сильно уцененные в поспешном порядке распродавались.
Пройден ли пик в алкогольном кризисе, и каковы перспективы возврата рынка в нормальное состояние? У всех, с кем удалось побеседовать автору, ответы разные. И к сожалению, оптимистических нот в ответах пока меньше чем пессимистических. Например, Дмитрий Янин глава международной конфедерации обществ потребления (КонфОП), достаточно обоснованно предсказывает завершение кризиса лишь к новому году и значительное повышение розничных цен.
Представители таможни говорят о двух-трех месяцах дефицита, обосновывая свое предположение тем, что за май-июнь выдано 92 млн. марок нового образца. Всего к середине мая, по данным Федеральной таможенной службы, в Россию было импортировано гораздо меньше вина (не менее 80 тысяч литров алкоголя) чем планировалось. Сказался запрет на продукцию Грузии и Молдавии.
По мнению Геннадия Онищенко, главного санитарного врача России и главы Роспотребнадзора, конструктивный диалог с молдавскими виноделами позволяет надеяться, что проблема доступа молдавских вин и коньяков на российский рынок будет успешно решена.
По данным ответственного сотрудника ФТС Владимира Зубкова, около половины российских фирм-импортеров, действующих на алкогольном рынке, уже закупили необходимые программные средства и оборудование для работы в ЕГАИС и нанесения штрих-кодов на марки нового образца. По его словам, таможенники, понимая сложность ситуации, пошли навстречу импортерам и максимально сокращают сроки выдачи новых акцизных марок, выдавая их в режиме on-line в любых количествах. Упрощена схема и пересечения границы для ввоза алкогольной продукции для хорошо зарекомендовавших себя фирм-импортеров.
В скорейшем завершении алкогольного кризиса заинтересованы все - государство, бизнес, простые потребители. Даже борцы за трезвый образ жизни - а таких становится все больше - не отваживаются назвать нынешний кризис репетицией «сухого закона». Большие финансовые потери и очевидное недовольство населения останавливают их. И все же, по косвенным и прямым свидетельствам можно сделать робкий вывод, что «свет в конце туннеля» алкогольного кризиса виден.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции