13 июля в турецком порту Джейхан состоится официальное открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. О том, чего больше в этом проекте для Грузии, политики или экономики, о том, как в вопросе мирного урегулирования конфликтов Грузия заручилась поддержкой США и пытается заручиться поддержкой России, о будущем главном экономическом партнере Грузии - Турции министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили рассказал обозревателю РИА Новости Наталье Ратиани.
- Каким образом вступление в строй нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум отразится на роли стран Южного Кавказа в региональной и мировой политике с учетом заявленного ЕС курса на диверсификацию энергопоставок?
- Оба проекта и газовый, и нефтяной - проекты энергетической диверсификации для Европы. А Грузия вместе с Азербайджаном и Турцией вносит свой вклад в энергетическую диверсификацию Европы. Самое главное для нас - это политические дивиденды от реализации этих проектов. Грузия плотно встроена в проект диверсификации энергопоставок в Европе.
БТД - это для нас, также и транзитный тариф, который принесет поступления в бюджет. Газопровод - это не только тариф, но и газ, который мы покупаем по контракту по фиксированной цене 55 долларов за тысячу кубов. Это очень хорошая цифра на уровне сегодняшних цен.
Грузия ведет переговоры по поставкам дополнительных объемов газа из Эрзрума на следующие несколько лет по цене, конкурентоспособной по отношению к той, которую предлагает Россия. С точки зрения энергетического баланса Грузии Баку-Тбилиси-Эрзрум имеет очень важное для нас значение. К 2009 году процент диверсификации
энергопоставок в Грузии может достичь 50%.
- Готова ли Грузия при таких условиях отказаться от российского газа, цена которого вполне может достичь отметки в 230 долларов за тысячу кубометров?
- Грузия отказываться ни от чего не будет, в том числе и от российского газа. Если газ будет по 230 долларов, то пусть покажут, как они рассчитывают. Если мы исходим из справедливой формулы, то такой цены на поставку газа из России в Грузию быть не должно. Цена на газ будет расти, это всем понятно, но она должна быть справедливо рыночной.
- Решены ли в Грузии вопросы обеспечения безопасности трубопроводов?
- На сегодняшний момент и с точки зрения безопасности с точки зрения экологии ситуация удовлетворительная, но этим вопросом постоянно надо заниматься. Мы добились дополнительных объемов инвестиций в Боржомский
регион от ВР. В результате длительных переговоров с ВР мы сумели договориться о получении 150 млн. долларов дополнительных инвестиций в сферу безопасности. Две структуры, которые у нас занимались безопасностью трубопровода, сейчас объединены и находятся в подчинении МВД Грузии. Подразделение, которое обеспечивает безопасность обоих трубопровод, насчитывает 1500 человек. У них современные средства связи, машины, экипировка, снегоходы. Каждый год дополнительно к бюджету от ВР служба получает 1 млн. долларов на закупку новой техники, экипировки. 1 млн. они будут получать каждый год в течение 40 лет. Мы им подняли зарплату на 150% , и сейчас минимальная зарплата составляет 300 лари (170 долларов).
- Насколько реален сценарий привлечения сил стран НАТО в случае возникновения угрозы безопасности БТД, той же Турции, к примеру?
- Силы стран НАТО тут не причем. Есть трехсторонний формат сотрудничества по вопросам безопасности. Турция-Грузия-Азербайджан.
Проект охраны трубопровода есть в рамках ГУАМ. Несколько лет назад в рамках ГУАМ мы даже провели учения по охране трубопровода. Я выступаю за сохранение сегмента безопасности транспортных и энергокоридоров в
рамках ГУАМ.
- Может ли Россия подключиться к трубе? Израиль ведет переговоры с Турцией о поставках российской нефти через Азербайджан и далее по БТД?
- Если Россия изъявит желание транспортировать свою нефть через БТД, то никаких проблем не вижу - это коммерческий проект. Для нас это геополитический проект, но для консорциума, который владеет трубой и
привлекает дополнительные объемы нефти, к примеру, из Казахстана, это проект коммерческий.
С точки зрения экономических интересов в Грузии много того, чем Россия могла бы себя усилить. Даже с точки зрения влияния у России масса возможностей, как использовать позитивно разрешение конфликтов. Это
дополнительные доходы для России через диверсификацию транспортировки своих же ресурсов.
- Как сейчас развиваются грузино-турецкие отношения?
- За последние несколько лет отношения между Грузией и Турцией динамично развиваются. По данным за 6 месяцев 2006 года, по объему товарооборота Турция сейчас может обогнать Россию и выйти на первое место. Для нас Турция сейчас очень важный стратегический партнер. То, как развиваются наши отношения с Турцией, это хороший пример того, как могут развиваться отношения между соседями. Как надо открывать границы, а не закрывать. Как надо снимать визовой режим, как надо делать такие совместные проекты, как аэропорт Батуми, а не проводить
изоляционную политику и создавать лвоенные лагеря на территории своего соседа. Сложная и несколько противоречивая история грузино-турецких отношений в прошлом на сегодняшнем историческом этапе
демонстрирует как нужно и можно смотреть в будущее взаимовыгодных и успешных двухсторонних отношений.
- Будут ли западные лидеры, в частности президент США, поднимать вопросы замороженных конфликтов во время саммита "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге и в каком формате - открытом или закрытом может быть это обсуждение?
- На протяжении последних 15 лет США четко и недвусмысленно поддерживали и впредь будут активно поддерживать развитие грузинского самостоятельного государства. США нам помогли в становлении нашей
государственности и будут продолжать помогать. Это было зафиксировано на встрече двух президентов в Вашингтоне. Для нас очень важно, чтобы в деле нашего государственного строительства США остались нашим
стратегическим партнером.
Мы нашли в США и понимание того, с какими проблемами сейчас столкнулось грузинское государство. Главные наши проблемы сейчас - границы, единство Грузии, модель, по которой мы собираемся жить в многонациональном, многоэтническом, многорелигиозном государстве. Это государство создавалось не сейчас - оно создавалось веками.
Мы согласны с тезисом нынешнего руководства России, что сейчас мы пожинаем плоды той политики, которая была до нас. Не мы создали эти проблемы, но мы, те, кто сейчас у власти, должны их решить, а не перекладывать на плечи следующих поколений. По крайней мере, в нашей команде понимание такое. Мы не собираемся передавать нашим детям эти проблемы - мы их будем решать сами. И призываем также поступить наших
соседей.
Никто не говорит, что в процессе этой работы должны ущемляться чьи-то права. Все должно делаться на благо тех народов, которые уже второе десятилетие лицом к лицу стоят перед этими пока неразрешенными проблемами. Но в условиях четкого, а не двузначного понимания того или иного принципа.
Естественно мы пытаемся наше видение решения проблемы, в том числе и через наших партнеров в странах-членах "восьмерки" донести до самого высокого уровня мировой политики. Сегодня "восьмерка" - это самый высокий уровень глобальных отношений. Это форум государств, которые сегодня являются основными игроками на международной арене. Поэтому этот формат будет использован для обсуждения вопросов замороженных
конфликтов. В этом контексте, конечно, будет упоминаться Грузия.
В США мы нашли четкую поддержку нашим планам, в том числе плана мирного урегулирования конфликтов, поддержку территориальной целостности Грузии, поддержку того, что все конфликты должны разрешаться в рамках существующих границ Грузии. И этот вопрос будет поставлен нашими партнерами в Санкт-Петербурге.
Мы заинтересованы в том, чтобы наш сосед Россия - хозяйка нынешнего саммита "Большой восьмерки" - была лидером, который умеет принимать иногда трудные решения, но присущие лидерам. Нам нужна Россия, которая
не занималась бы двойными стандартами, не манипулировала основополагающими принципами международного права.
- А кого из членов "восьмерки" помимо США вы могли бы записать к себе в союзники, а кого нет?
- По вопросам конфликтов у нас много союзников. Все страны-члены "восьмерки" так или иначе сталкиваются с этим вопросом. В том числе и Россия, но почему-то когда вопрос заходит о территориальной целостности России, то всегда говорится о безусловной и агрессивной защите единства России. А когда идет речь о единстве Грузии, то идет манипуляция понятиями. Это недопустимо. Не присуще лидерам делать жизнь маленьких государств еще более сложной, чем она есть. Лидер дал бы возможность маленькому соседнему государству саморазвиваться, чтобы вокруг себя иметь стабильных и мирных соседей.
Наш стратегический партнер в рамках "восьмерки" - это США. Но мы будем выстраивать отношения и с другими странами, Францией, Великобританией и в особенности с Германией. В этом же контексте будем работать
напрямую с Японией. Скоро в Токио мы открываем посольство. В 2008 году планируется открыть посольство и в Канаде.
К формату "восьмерки" мы подходим очень серьезно и считаем, что вопросы глобального развития в будущем будут решаться в рамках этого формата. Поэтому Грузия будет наращивать количество союзников и в этом контексте мы бы хотели видеть Россию нашим союзником. Хотя сейчас она больше относится к категории сомневающихся. Я считаю сегодня не к лицу России, претендующей на роль влиятельного государства в мире, быть в
роли сомневающейся.
- А стратегическим партнером вы не видите Россию?
- Сейчас речь о стратегическом партнерстве не идет. Сейчас порой речь идет о подрыве со стороны России устоев грузинского государства.
- Каким же образом Россия подрывает грузинскую государственность?
- Самый большой пример - сегодняшнее сотрудничество России и Грузии по контролю общих границ. Речь идет о закрытие легитимного КПП "Казбеги - Верхний Ларс" в то время, когда нелегитимные пункты пропуска продолжают работать в таком же режиме, как работали последние годы. Еще примеры - незаконная паспортизация населения в Южной Осетии, Абхазии, вооружение Южная Осетии и Абхазии . Мы считаем такие отношения неприемлемыми. Ни одно государство не допустило бы такого отношение к себе со стороны ближайшего соседа.
Сейчас очень много претензий между нами, но надо встать выше них, и понять, что России намного выгоднее иметь Грузию сильным партнером, чем соседа, который путем их же усилий будет слабеть и находится в
постоянной экономической зависимости. Это дорога с двухсторонним движением - мы заинтересованы в России как в партнере. Политика же зависимости не долгосрочна и я в это глубоко верю. Можно держать на уздечке кого-то и получать от этого определенную выгоду, но только определенный период. Такие же государства как Россия должны думать на дальнюю перспективу, а нынешняя политика России, в конечном итоге, приведет к созданию агрессивной среды вокруг нее.
- Ряд СМИ сообщали, что целью визита президента Грузии в США было получить согласие США на силовое решение в Южной Осетии. Осетинская сторона недавно прямо обвинила Грузию в начале плана ликвидации руководства Южной Осетии. Прокомментируйте, пожалуйста?
- В Южной Осетии взорвали человека, который являлся для нас неприемлемым с точки зрения его принадлежности к сепаратистской команды, но одним из наиболее рационально мыслящим в де-факто руководстве Южной Осетии точки зрения интересов проживающего в регионе населения. Он был мостом для диалога с грузинской стороной.
То, что произошло с секретарем Совбеза Южной Осетии - это использование терроризма в политических целях. Убрали человека, который был реальным кандидатом на предстоящих осенью президентских выборах в Южной Осетии. На этом фоне нам говорят, что вы готовитесь к войне.
Сегодня мы сделаем все, чтобы ситуация в Южной Осетии никак не сказалась на устойчивом и необратимом процесс развития грузинского государства.
Война никого не устраивает никого. В Грузии однозначно никто ни к чему не готовится, так как все понимают, к чему этой может привести. Хотя есть силы в том числе и в России, которым нужна эта война, причем
в более широком масштабе. Сейчас, когда Грузия только только достигла каких-то результатов,
чтобы сделать процесс управления государством прогнозируемым и устойчивым для нас, военное развитие событий не вписывается ни в какие рамки, но это вписывается в рамки того, чтобы не дать развиваться грузинскому государству устойчиво. У тех, кто думает так - ничего не получится. У нас достаточно накопилось мудрости, чтобы на такие вещи не реагировать.
Грузия заинтересована в том, чтобы грузино-осетинский конфликт разрешился мирным путем. Это наша однозначная позиция. Я ее ответственно подтверждаю.
В этом вопросе мы заручились поддержкой США и пытаемся заручиться поддержкой России. Это явно видно.
Сегодня мы видим реальную перспективу партнерства США и России в решении этого вопроса вместе с Грузией, вместе с другими государствами, у которых аналогичные проблемы. Партнерство может быть не трехсторонним, а многосторонним.
Почему не использовать модель партнерства США-Евросоюз-Россия для решения этих вопросов, вместо того, чтобы постоянно только подтверждать роль России в этом вопросе. Никто не занижает роль России в этом вопросе, но давайте использовать те модели, которые работают. А эта модель 15 лет не работает, точнее говоря, работает "эффективно" только для одной цели - сохранение вопроса в замороженном состоянии. Играть роль "плохого" и "хорошего" полицейского бесперспективно и недальновидно. Военный вариант развития событий нас не устраивает, но и замороженный вариант нас тоже не устраивает. Нужно найти золотую середину. Сегодня замороженное состояние не устраивает кроме России ни Грузию, ни ЕС, ни США, ни других наших соседей. Давайте выходить на формулу партнерства и в рамках партнерства решать вопрос как обеспечить права и свободу
людей, как обеспечить достойную модель сосуществования людей и модель общей государственности. Все международные эксперты готовы подключиться к созданию такой модели.
Грузия сейчас в вопросе разрешения конфликтов плывет по очень опасному фарватеру. Каждую милю можно наскочить на мину, но мы по этому рискованному фарватеру будем идти очень ответственно, осторожно и до
конца. Перед руководством Грузии сейчас стоит сложная задача, заручившись поддержкой международного сообщества, в идеале вовлечь Россию в позитивное решение этого вопроса. Мы будем продолжать открытый диалог с Россией, отрыто будем обсуждать возможности урегулирования этих конфликтов, которое, между прочим, выгодно и России. В игру "с нулевой суммой" мы играть не будем. И это не та игра, в которую, по моему мнению, сегодня должна играть Россия. Каждый из игроков может получить выгоду в большой или меньшей степени от
решения этих замороженных вопросов.
- Грузия будет увеличивать свой контингент в Ираке?
- Из расчета на душу населения у Грузии после американцев второй контингент в Ираке. США нам сейчас сказали, что увеличивать на данный момент наш контингент надобности нет. Если такая надобность появится, то президент Грузии подтвердил президенту США, что Грузия рассмотрит вопрос об увеличении своего контингента.
- Внутренние проблемы в Грузии могут повлиять на внешний вектор развития Грузии?
- Внутренние проблемы вызваны объективными причинами. Много непопулярных решений правительства - не неправильных, а именно непопулярных вызывают недовольство определенных кругов. Но с пути реформ мы не свернем. Тяжелая и непопулярная реформа образования будет продолжена, будет продолжена реформа судебной системы, реформа полиции. Будет расти недовольство властью, политические интриги будут, наши политические оппоненты будут использовать эти моменты для получения дешевого электората. Все это мы знаем и читали в книжках. Но никакого поворота ни нашего внешнеполитического курса, ни внутриполитического курса не будет.
Есть вопросы, на которые нам надо больше обращать внимание, мы это признаем. Ситуация с правами человека в Грузии естественно не идеальная, но она намного лучше, чем она была раньше. Сейчас гражданские институты больше работают. И это будет наращиваться. Мы открыто смотрим на субъективные и объективные проблемы, которые есть в нашем государстве. Были случаи взятничества, превышения своих полномочий силовыми структурами. Мы это признаем, но это никак не повлияет на наш внешнеполитический курс. Он определен в принятой и работающей Концепции национальной безопасности. На ближайшем заседании правительства я представлю правительству концепцию внешней политики Грузии на 2006 -2009 годы, где подтверждается курс на демократическое развитие государства, мирного соседства с сопредельными государствами, курс на евроатлантическую интеграцию и усиление роли Грузии в региональном масштабе.