В Москве проходит конференция представителей гражданского общества «Другая Россия». Событие в содержательном смысле абсолютно рядовое, если бы не сопутствовавшие ему обстоятельства. Первое и главное - недавнее заявление помощника президента Игоря Шувалова о том, что участие в конференции иностранных представителей будет расценено Россией как недружественный жест. Результат: в мероприятии участвуют заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид, член Совета по внешней политике США Ричард Холбрук, посол Великобритании в России Энтони Брентон и множество других высоких официальных лиц.
Можно ли было предсказать такой ход событий и увеличение интереса к конференции после столь жестких заявлений? Можно. Было бы меньше внимания уделено официальными лицами и прессой проводимому мероприятию в том случае, если бы Старая площадь промолчала и не заметила форум оппозиции? Вне всякого сомнения. А то, что на конференции должны были появиться иностранцы, так ведь это нормально: их интерес - отслеживать все движения внутри гражданского общества, как контролируемого властью, так и неподконтрольного ей.
Бывает автогол, а бывает автопиар. Власть сделала блистательный пиар оппозиции и забила гол в свои ворота.
Следующий сюжет: провокации перед началом заседания «Другой России». Все эти юные активисты, пытающиеся ударить в лицо Михаила Касьянова, все эти нелепые попытки арестовывать региональных участников форума и не пускать их в Москву... Неджентльменский классический набор провокаций советской гэбухи, направленных против диссидентов. Лимоновцы с анпиловцами - те еще диссиденты, но грубые и недальновидные силовые действия против них превращают отмороженных леваков в героев сопротивления и радетелей демократии. А главное, все эти акты были предсказуемы до зубной боли. Что, кстати, не было тайной для того же Эдуарда Лимонова, который спрогнозировал реакцию властей вплоть до деталей, включая отлов «участников конференции, отправляющихся в Москву», и засыл «нашистов, «местных»... по 500 рэ за пешку с невразумительными лозунгами к месту проведения конференции».
Нужен был такой эффект власти? А если нужен, то зачем? Неужели она так неуверенно чувствует себя перед лицом оппозиции, чей рейтинг меньше 1 процента? На выходе получилась «ярмарка тщеславия и пиара», как безукоризненно точно окрестила события, развернувшиеся вокруг конференции, Валерия Ильинична Новодворская.
Еще одной интригой конференции, названной, на что опять же обратила внимание Валерия Новодворская, так же, как и одна из книг Эдуарда Лимонова, стал состав участников и разгоревшаяся по этому поводу публичная дискуссия.
Все партии «системной» или, если угодно, «традиционной» оппозиции - СПС, «Яблоко», КПРФ - отказались от участия в мероприятии. Организаторы «Другой России» усмотрели в этом «руку Кремля», хотя даже если это и соответствовало действительности, никто не отменял содержательной стороны спора, например, лидера СПС Никиты Белых и соорганизатора форума Георгия Сатарова. Председатель политсовета праволиберальной партии заявил, что не хочет иметь «ничего общего ни с гламурным фашизмом Лимонова, ни с ностальгическим сталинизмом Анпилова». Бывший помощник президента Бориса Ельцина отвечал на это, что ему дороги его убеждения, но дорога и страна, поэтому оппозиция должна стать под одно знамя - знамя демократии, даже рядом с Лимоновым и Анпиловым. Оба при этом исходили из того, что «Другая Россия» - первый шаг к реальному объединению оппозиции. Однако в первом же выступлении на самой конференции правозащитник Сергей Ковалев заявил, что «Другая Россия» никого не собирается объединять, тем более в одну партию, потому что "партия подразумевает единство мнений, а гражданское общество по сути своей разнородно".
Иначе говоря, и Никита Белых, и Григорий Явлинский, и Геннадий Зюганов могли просто прийти на конференцию и просто поговорить: кто-то - выпустить пар, кто-то - обсудить на серьезном уровне экономические проблемы, как это делается сегодня на сессии «От России бедности к России процветания». А власть могла просто не заметить собрание представителей гражданских организаций и экспертов. Вреда и пользы от этой тусовки было бы не меньше и не больше, чем от проходившей параллельно конференции «Деловой России» под названием «Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее», некоторые эксперты которой пришлись бы вполне ко двору и на форуме «Другая Россия».
Вышло же все наоборот. Получился скандал и полновесное политическое событие. Такой вот предсказуемо «удачный» автопиар у нашей власти, базовый принцип которого - если проблемы нет, ее надо обязательно создать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции