МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Все названия испытываемых в КНДР ракет в иностранной печати, включая серию "Нодон" и "Тэпходон", придуманы наблюдателями за рубежом и не соответствуют действительности, сами северные корейцы называют их по-другому.
Разъяснения по этому поводу опубликованы на сайте влиятельной южнокорейской газеты "Чосон ильбо".
По данным издания, две межконтинентальные ракеты большой дальности КНДР запускала с полигона в поселке Мусуданни уезда Хвадэ провинции Хамген-Пукто. В старые времена местность называлась Тэпходон, то есть "район Большой бухты" поэтому наблюдатели обозначили их условно "Тэпходон-1" и "Тэпходон-2".
Название ракет средней дальности "Нодон" на деле происходит не от корейского слова "труд" с таким звучанием, а от прежнего названия поселка Нодонни в уезде Хамджу провинции Хамген-Намдо, откуда был произведен их запуск.
То есть, ракеты, которые испытывала КНДР, иностранные наблюдатели назвали просто "тэпходонскими" и "нодонскими", и эти наименования утвердились, вызывая удивление у самих северных корейцев.
В самой КНДР, по сведениям "Чосон ильбо", эти ракеты называли "Хвасон", то есть "Марс", с соответствующими номерами - "Хвасон-1", "Хвасон-2" и так далее.
Как утверждает газета, ракетными разработками в КНДР занимается Вторая академия естественных наук, которая называлась раньше "Академией обороны". Так, запущенную в мае 1993 года ракету, которую за пределами страны называли "Нодон-1", в академии обозначили "Хвасон-5".
Как отмечает "Чосон ильбо", британские эксперты даже перевели название "Нодон-1" на английский как Labour-1 (то есть "труд") по аналогии с главным органом печати в КНДР "Нодон синмун" - "Трудовой газетой". Однако на деле, никакого отношения к "труду" название ракеты не имеет, тем более, что сами корейцы его и не придумывали.
Испытанную в августе 1998 года межконтинентальную ракету, пролетевшую над Японией, сами корейцы именовали "Хвасон-6", а не "Тэпходон-1", как считают иностранцы.
Дело дошло до смешного - одна японская газета стала записывать названия "Тэпходон-1" и "Тэпходон-2" одинаково звучащими иероглифами со значением не "Большая бухта", а "пушка", полагая, что это больше подходит для ракеты.
Испытания очередной серии ракет КНДР произвела 5 июля. Было запущено семь ракет, в том числе, предположительно, одна межконтинентальная баллистическая большой дальности. Объявив об успехе испытаний через Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), в Пхеньяне не стали уточнять, какие именно модификации ракет и в каком количестве были запущены в КНДР.
Через ЦТАК и телевидение было лишь сказано, что испытания проведены в рамках регулярных военных учений и будут продолжены.
О подготовке к запуску ракеты большой дальности в КНДР стало известно еще в мае со спутников слежения. Уже тогда, как передавало южнокорейское агентство Ренхап, в документах комитета по вопросам безопасности Национального собрания Республики Корея подготовленную к запуску в КНДР ракету было решено называть "Пэктусан-2", а не "Тэпходон-2", как считали иностранцы, и не "Хвасон-2", как указывает на этот раз газета "Чосон ильбо".
Дело в том, что в КНДР 31 августа 1998 года было объявлено о запуске искусственного спутника "Кванменсон-1" ("Звезда надежды"), а на орбиту его вывела ракета "Пэктусан-1". Так ее назвали в КНДР в честь священной для корейцев "Белоголовой горы" на границе с Китаем. Две ее ступени наполнялись жидким топливом, а третья ступень - твердым.
Как указано в северокорейской энциклопедии, "Пэктусан-1" была построена на 100% из материалов и на основе технологий КНДР.
По сообщениям пхеньянского радио того времени, ракета за 4 минуты 53 секунды пролетела 1646 километров.
Путаница с названием ракеты, как отмечают в Сеуле, стала символом неопределенности ситуации вокруг засекреченных ракетных испытаний в КНДР и, видимо, будет продолжаться, пока сама Северная Корея на объявит о том, какие ракеты она все-таки запускает.