По предварительным данным NASA во время старта американского корабля многоразового использования Discovery от внешнего топливного бака отвалились 6 фрагментов, которые могут быть кусками теплоизоляционной пены обшивки или же какими-то другими частями корабля. Пока видеозапись старта тщательно изучается специалистами, сообщат "Newsru.com" со ссылкой на AFP.
"Около 2 минут 47 секунд после старта мы увидели, как от топливного бака отделились три или четыре фрагмента", - заявил Уэйн Хэйл, представитель NASA и добавил, что пока нельзя сказать, являются ли фрагменты кусками пены или чем-то еще. "Мы также увидели еще два фрагмента, которые отделились примерно спустя 4 минуты 50 секунд после старта", - заявил администратор NASA. Хэйл предупредил, что эти данные - предварительные, однако добавил, что фрагменты отделились позже того момента, который можно считать потенциально опасным для плиток теплозащиты самого челнока. О размере фрагментов представитель NASA не сказал.
Discovery стартовал 4 июля, в День независимости США, с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида. Запуск состоялся в 14:38 по местному времени (22:38 по Москве).
Запуск корабля дважды откладывался - в субботу и в воскресенье - из-за плохих погодных условий. В этот раз погода была значительно лучше, что позволило NASA осуществить намеченные планы.
Однако не обошлось без технических проблем: в понедельник техники обнаружили, что на обшивке внешнего топливного бака образовалась трещина. Как сообщили РИА Новости в Центре Кеннеди, трещина образовалась в результате отделения фрагмента от теплоизоляционного покрытия. "По всей видимости, во время воскресной попытки запуска дождевая вода попала за топливопровод и замерзла рядом с его креплением", - сообщает NASA. Замерзание произошло из-за крайне низких температур топлива (жидкий водород и кислород), которым заправляется внешний топливный бак. "После того как бак начал нагреваться и, соответственно расширяться, лед, отвалившись, образовал трещину и увлек за собой незначительный кусочек пены", - говорится в сообщении NASA.
Это и могло повредить при взлете корабль Discovery. Напомним, что именно оторвавшиеся при взлете от топливного бака куски льда и замерзшей теплоизоляции привели к гибели в феврале 2003 года корабля Columbia. Они повредили плитки теплозащитного слоя на корабле, и при входе шаттла в плотные слои атмосферы в брешь ворвались раскаленные газы. Корабль буквально развалился на части при возвращении домой с орбиты. Семь членов экипажа погибли. После этого полеты "челноков" были приостановлены, а обслуживание МКС проводилось исключительно российскими "Союзами" и "Прогрессами".
NASA потратило 2,5 млрд долл. на модернизацию систем, и в августе 2005 года состоялся первый после гибели Columbia запуск шаттла. Но уже на старте Discovery получил аналогичные повреждения, и полет едва не закончился трагически. Экипаж "Discovery" впервые отремонтировал корабль прямо на орбите, и за его посадкой следила вся планета. В итоге в тот раз все закончилось благополучно.
Нынешний, второй после крушения Columbia запуск должен стать проверочным перед возобновлением эксплуатации оставшихся в распоряжении США трех шаттлов. Если полет Discovery пройдет успешно, то следом за ним к МКС 28 августа отправится корабль Atlantis.
Специалисты считают, что и в этот раз от шаттла может отделиться фрагмент - весом всего в девять граммов (в 2005 году такой фрагмент весил значительно больше - примерно 400 грамм). Но даже незначительная трещина в теплоизоляции во время полета может иметь трагические последствия: материал может не выдержать нагрузок. Впрочем, эксперты, изучив все на месте, пришли к выводу, что такая трещина не представляет серьезной опасности, и челнок может стартовать.
Представитель NASA Джон Шеннон выразил уверенность, что возникшая на теплоизоляционной пене трещина и отделившийся осколок теплоизоляционного материала не представляют серьезной опасности для Discovery. "Размер этого фрагмента значительно меньше даже половины того (осколка), который может повредить корабль", - сказал он.
Фактически, решение о старте было принято директором NASA Майклом Гриффином самостоятельно - вопреки мнению своего заместителя по вопросам безопасности и главного инженера космического агентства. Последний настаивал, чтобы полет шаттла отложили до исправления потенциально катастрофической проблемы с защитным покрытием внешних топливных баков корабля. "Это было трудное решение, - признал Гриффин в одном из интервью. - Мы работали над ним несколько недель". По словам Гриффина, выбирать пришлось между "небольшим увеличением риска" при запуске Discovery и гораздо большим риском для будущих полетов "челноков", поскольку в случае отказа от нынешней миссии пришлось бы пойти на значительное уплотнение графика полетов к концу десятилетия. Для завершения строительства МКС, по нынешним расчетам, требуется осуществить 16 запусков до 2010 года. "Отменять все сейчас было бы глупо", - отметил он.
В случае повреждения при взлете космического корабля Discovery его экипаж будет оставаться на Международной космической станции 81 день вместо запланированных 12, пока за ним не прилетит другой шаттл. По словам экспертов, уже на орбите корабль будет осмотрен и будут сделаны выводы о его возможных повреждениях при взлете.
Согласно официальной оценке специалистов NASA, вероятность гибели членов нынешнего экипажа Discovery составляет 1 к 100. Это очень высокий процент, так как ранее считалось, что вероятность гибели астронавтов составляет 1 к 7 тысячам.
Экипаж шаттла состоит из шести астронавтов NASA и одного немецкого космонавта Томаса Райтера, который проведет на МКС около семи месяцев. Членам экипажа будет необходимо протестировать оборудование и проверить программное обеспечение по улучшению безопасности корабля, и доставить на МКС припасы. В ходе этого полета запланированы два выхода в открытый космос. Но существует вероятность, что продолжительность полета увеличат на один день, чтобы астронавты Пирс Селлерс и Майк Фоссум смогли совершить третий выход за пределы корабля.
"Известия" полагают, что постоянные переносы старта Discovery ставят "под сомнение возможность США выполнить обязательства перед партнерами по строительству Международной космической станции". Издание напоминает, что до аварии "Колумбии" шаттлы должны были летать к МКС 3-4 раза в год, чтобы станция к 2010 году, когда закончится срок эксплуатации этих аппаратов, была достроена, и крупнейший научный проект современности состоялся. Но при очевидной ненадежности американских кораблей исполнение этих сроков вызывает сомнения. "Совершить еще 16 полетов к МКС при нынешнем графике кажется почти фантастикой. И вспоминается наша старая добрая станция "Мир", которая далеко не израсходовала свой ресурс, но была нами затоплена, чтобы мы могли целиком отдаться сотрудничеству с Америкой", - пишут "Известия".
Эксперты считают, что при любой неудаче "Discovery" программа полетов американских шаттлов вместе со строительством МКС может быть вовсе свернута. Сегодня самое главное - проверка состояния корабля. Глава NASA Гриффин, излучая оптимизм, заявил, что полет "Discovery" станет важным этапом при подготовке полетов на Марс. До этого США собираются еще побывать на Луне. И нет никаких оснований считать, что в этих программах в партнеры будут выбраны участники почти проваленного по вине самих же США проекта МКС. NASA все с большим интересом приглядывается к амбициозным космическим планам Китая, к его кораблю "Шэньчжоу". "Известия" напоминают, что в 2006 году должен состояться первый визит главы NASA в Китай.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников