ФСБ России не исключает возможности новых обвалов в московской подземке. В распоряжение журналистов "Комсомольской правды" попал список "опасных для жизни" станций.
Как отмечает начальник Управления ФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров в письме, направленном в Московскую прокуратору, трещины и деформации на сводах станций и перегонов могут привести "к техногенным авариям на метрополитене, в том числе с большим количеством человеческих жертв".
Подозрительными с точки зрения устойчивости ФСБ считает следующие строения:
1. Жилой комплекс рядом со станцией метро Сокольники. Из-за котлована, который вырыли строители, происходит смещение тоннеля метрополитена.
2. Район станции метро Чертановская. Ремонтируется торговый центр, документы у застройщика датированы 1994 годом и явно устарели. Работы продолжаются, пассажиры метрополитена находятся в зоне риска, предупреждает ФСБ.
3. Перегон между "Щелковской" и "Первомайской". Подозрения вызывает строительство торгового центра по адресу 9-я Парковая улица, владение 53. Строители самовольно захватили землю и ведут работы. Участок большой, находится в непосредственной близости от метрополитена.
4. Торговый центр "Европейский" на площади Киевского вокзала. Строительство идет прямо над станцией метро, из-за повышенных нагрузок произошла деформация станции Филевской ветки. Появились трещины свода, со стен отваливается облицовочная плитка.
ТЦ "Европейский" накроет москвичей?
Стоит отметить, что проблемой Киевского вокзала и в частности сооружением ТЦ "Европейский", давно озаботился журналист Александр Хинштейн. По его словам, ситуация не вызывает никаких опасений ни у кого, за исключением органов ФСБ и прокуратуры. "Непонятна позиция Ростехнадзора и Московско-Окского бассейнового водного управления. Складывается впечатление, что эти организации имеют какую-то заинтересованность в строительстве данного объекта", - цитирует слова депутата NEWSRUcom.
Напомним, что Московско-Окское бассейновое управление Росводресурсов Минприроды России приняло решение о том, что строительство торгового центра на Киевской площади "соответствует действующим нормативным документам и природоохранному законодательству". Фактически, это второе разрешение на строительство одного и того же объекта. В январе 2006 оно было также утверждено, но впоследствии якобы отозвано.
По мнению Хинштейна, в случае, если строительство торгового центра не будет приостановлено, может повториться ситуация, когда строители проломили тоннель метро на перегоне между станциями "Войковская" и "Сокол". "И мы увидим, как дамочки, примеряющие купальники в модном салоне, в один прекрасный момент провалятся и окажутся в тоннеле метро прямо на крыше поезда", - заявил журналист.
По информации Хинштейна, при сооружении ТЦ "Европейский" строители нарушают экологическое законодательство, которое определяет режимной зоной любые объекты, которые строятся в пределах 400 метров от водоемов. Заметим, что режимная водоохранная зона требует от строителей особых мер безопасности, так как в таких зонах могут возникнуть разные проблемы с грунтом.
Справка Водоохранная зона - это территория, выделяемая для охраны вод от загрязнения, на которой запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. С точки зрения экологов такая зона относится к числу так называемых средообразующих территорий, т.е. охраняемых территорий, предназначенных для косвенной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе.
Как отмечает газета "Московский комсомолец", сооружать что-либо, тем более объекты масштаба ТЦ "Европейский", в водоохранных зонах можно лишь изначально проанализировав все возможные последствия. Помимо живописного вида близость к воде имеет и неприятные стороны. Здесь - совершенно иной грунт, подводные сливы, оползни, движение почв. Когда метростроевцы возводили станцию "Киевская", они постоянно вынуждены были вступать в схватку со стихией, отмечает "МК". Подземные воды пробивали стенки туннеля, их бетонировали, но вода прорывалась опять.
Однако подземные воды и строящаяся ветка метро не единственные преграды на пути ТЦ "Европейский". Как отмечает газета "МК", под строящимся торговым центром расположены и секретные коммуникации Главного управления спецпрограмм президента. По некоторым данным, там находится ветка правительственного метро.
В свою очередь начальник столичной подземки Дмитрий Гаев заявил, что Московский метрополитен контролирует зону строительства торгового комплекса "Европейский" на Киевской площади. "Зона строительства со стороны Московского метрополитена находится под контролем. Надзор за всеми строительными работами в зоне метрополитена и соответствие их согласованной проектной документации осуществляют специалисты Московского метрополитена и ЦНИС", - сообщил Гаев.
Справка Торгово-развлекательный центр "Европейский" будет состоять из пяти наземных и двух подземных этажей общей площадью 180 тыс. кв. м. В наземной части комплекса разместятся 160 магазинов, продуктовый супермаркет, 9-зальный кинотеатр, фитнес-центр и даже бассейн, а подземное пространство будет занято паркингом на 2500 мест и техническими помещениями. Ввод центра в эксплуатацию намечен на четвертый квартал текущего года. Дизайн-проект центра принадлежит Зурабу Церетели.
История повторяется?
7 мая 2002 года геологи пробурили скважину у дома № 4 по Климентовскому переулку на территории новостройки. Бур вышел в тоннель метро на перегоне между станциями "Третьяковская" и "Марксистская". По счастливой случайности никто не пострадал.
19 марта 2006 года свая рекламного щита пробила свод тоннеля подземки и повредила один из вагонов метропоезда. Дело было на перегоне между станциями "Сокол" и "Войковская". Около 500 пассажиров были вынуждены пройти пешком по тоннелю почти километр.
В последнее время обеспокоенность вызывает и ситуация вокруг станции "Кропоткинская". "КП" приводит комментарий члена Тоннельной ассоциации России, профессора Евгения Пашкина. Эксперт утверждает, что под станцией "Кропоткинская" образовалась пустота, которая может привести к обвалам. Однако начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев опровергает эти прогнозы: "Если бы жизни пассажиров метро угрожала опасность, мы бы не стали об этом молчать".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников