Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
12 июня Россия отметит один из своих главных государственных праздников – День России. Эта дата дважды знаменательна: 12 июня 1990 года, еще во времена СССР, первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, а ровно год спустя состоялись первые в истории России всенародные выборы президента, на которых победил демократ Борис Ельцин.
Государственная независимость, тесно связанная со стремлением общества к демократическим преобразованиям и нуждавшаяся в защите от посягательств со стороны Союзного Центра и КПСС, получила тогда горячую поддержку подавляющего большинства населения. Декларацию о государственном суверенитете российские депутаты приняли почти единогласно, и тот июньский день 1990 года действительно воспринимался как всенародный праздник.
Однако патриотическим государственным праздником, сплачивающим нацию, наподобие Дня Независимости в США или Дня взятия Бастилии во Франции, День России пока не стал. Этот омрачающий ощущение торжества, но тем не менее абсолютно объективный факт подтверждают многочисленные социологические опросы, которые ежегодно проводятся в стране. Например, в 2003 году, по данным фонда «Общественное мнение», лишь 48 процентов респондентов положительно оценивали Декларацию о государственном суверенитете России. 19 процентов опрошенных относились к этому документу отрицательно, остальные не имели твердого мнения. По результатам прошлогоднего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 16 процентов россиян были готовы отмечать 12 июня обретение Россией суверенитета и независимости. 39 процентов сочли, что государство просто подарило им дополнительный выходной день, а еще 19 процентов простодушно признались, что не знают, о чем идет речь.
Однако прогресс в укоренении новой праздничной даты в общественном сознании все-таки есть. Так, этой весной Государственная дума довольно легко, без продолжительных обсуждений отвергла инициативу ряда депутатов отменить празднование Дня России и вместо него отмечать как всенародный праздник 12 апреля – годовщину первого полета человека в космос (этим человеком был русский космонавт Юрий Гагарин). Как сказал председатель палаты Борис Грызлов, «вопрос обсуждению не подлежит», поскольку «праздник вошел в обиход» и отмечается всенародно.
Хотя Грызлов не слишком далек от истины, он все-таки не так близок к ней, как хотелось бы. Действительно, в последние годы Россия в значительной степени восстановила свой пошатнувшийся авторитет одной из ведущих мировых держав. Результаты недавнего опроса социологических служб Гэллап и TNS-emnid по заказу Фонда Бертельсманна показали, что в глазах международного общественного мнения Россия входит в первую шестерку ключевых актеров мировой политики, пропуская вперед США, Китай, Японию, Великобританию и Европейский Союз.
Высокие темпы экономического роста и огромные запасы природных ресурсов, в которых в возрастающей степени нуждается индустриальный мир, позволяют надеяться, что в 21 веке Россия укрепится на позициях одного из ключевых экономических игроков. Все это, а также насыщенная событиями богатейшая тысячелетняя история, говорит о том, что России есть чем городиться и есть что праздновать.
И тем не менее, для многих этот день отдает горечью. Как заявил однажды президент Владимир Путин, «Россия была одним из главных инициаторов распада Советского Союза», а Декларация о государственном суверенитете была по сути началом политического оформления этого распада, который сам Путин, как и миллионы россиян, считает «крупнейшей геополитической катастрофой столетия».
Это настроение трудно понять на Западе, для которого, напротив, распад СССР и победа в холодной войне стали величайшим триумфом 20 века.
Дело в том, что идя по пути демократических и рыночных преобразований, большинство жителей СССР, кроме, наверное, только прибалтов, не собирались терять единую страну. Если демократическая Европа объединяется под эгидой Евросоюза, то почему демократизирующийся Советский Союз должен был распасться? Теснейшие экономические связи, единый язык межнационального общения, полупрозрачные границы, через которые ежегодно перемещаются миллионы мигрантов – все это и сегодня напоминает, что история могла бы пойти по более благоприятному пути – без тяжелых экономических потрясений, кровавых межнациональных и острых политических конфликтов на пространстве бывшего СССР.
«Кто не жалеет о крушении Советского Союза, у того нет сердца, а кто жалеет, у того нет головы», – сказал как-то Путин. Жизнь продолжается и Россия смотрит в будущее. Она не собирается восстанавливать имперское прошлое, а собственный праздничный День необходим ей для того, чтобы укреплять свою исторически сложившуюся в 90-е годы прошлого века новую государственность. Что же касается чувств и эмоций, возникающих при воспоминаниях о прошлом, то, наверное, стоит вспомнить опыт европейских соседей. Ведь даже всемирно почитаемый сегодня государственный праздник Франции, День взятия Бастилии, тоже не всегда воспринимался всеми французами как день торжества свободы, равенства и братства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.