Василий Зубков, экономический обозреватель РИА «Новости.
Предложение Владимира Путина во время пребывания в Томске изменить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), с целью избежать даже гипотетической опасности загрязнения озера Байкал, крупнейшего на планете хранилища пресной воды, становится реальностью.
Российские экологи и их зарубежные коллеги в восторге. То, чего они добивались почти два года, митингуя на улицах и обращаясь в Верховный суд РФ с жалобой на решение правительства о проектировании и строительстве нефтепровода вблизи северного берега озера, было услышано Президентом. Как заявляют «зеленые», если бы он переизбирался еще на один срок, в лице защитников природы он получил бы миллионы дополнительных голосов.
В начале года глава государства дал поручения ведомствам, отвечающим за проект, закончить все согласования по нему в апреле. Апрель кончается. Ростехнадзор, Росприроднадзор, Главгосэкспертиза, МЧС, главный исполнитель проекта Транснефть и другие уже дали свои положительные заключения по ведомственным экспертизам.
Верховный суд отверг жалобы экологических организаций и отдельных граждан, признав законным решение правительства по трубопроводу. Летом должны были начаться работы по трассе восточносибирской «трубы». Уже готовился сценарий торжественного забивания «золотого костыля».
Неуютно должны себя чувствовать и депутаты Госдумы. Первоначально они внесли в проект Водного Кодекса предложение своих иркутских коллег, тщательно прописавших водоохранную зону Байкала. В нем запрещалось какое –либо промышленное строительство в этой зоне , но во втором чтении законопроект был успешно лишен «Байкальской специфики».
Получается, что по сути все их решения и экспертизы ввели наше общество в заблуждение. Оказывается, нефтяную безопасность для Байкала можно было усилить в десятки, если не в сотни раз, отодвинув маршрут всего лишь на сорок километров к северу от озера.
Да, экономика проекта изменится. Глава «Транснефти» Семен Вайншток уже заявил, что новый маршрут «трубы» удлинится на несколько сот километров. Затраты возрастут значительно. Следует исходить из того, что каждые сто километров нефтепровода обойдутся в $ 350 млн. И нужны новые изыскания, но Байкал, как «Париж стоит «мессы».
Идею отнести маршрут подальше на север президенту подсказал академик Николай Лаверов, но уверен, что Владимиру Путину самому «страсти по Байкалу» не давали спокойно жить. Мне кажется и, что руководители всех заинтересованных ведомств, втайне вздохнули с облегчением после решения президента.
Надо отдать должное руководителю Транснефти Семену Вайнштоку, хотя он и не был готов к такому неожиданному решению главы государства, тем не менее, откинув корпоративные интересы, поддержал идею, заявив, что внесенные поправки в маршрут нефтепровода, не повлияют на сроки окончания строительства первой очереди.
Красавец Байкал -уникальное озеро – наша национальная гордость, а его защита для многих россиян могла бы стать национальной идеей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции