МОСКВА, 24 апр - РИА Новости. Человечеству уже никогда не удастся обеспечить свою полную безопасность от техногенных катастроф, считает директор отделения Института машиноведения имени Благонравова, член-корреспондент РАН Николай Махутов.
"Если природные катастрофы, сопровождавшие всю историю человечества, воспринимались как суровая Божья кара, то трагические события последних десятилетий и, в первую очередь, авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и теракты в США 11 сентября 2001 года поставили на повестку дня фундаментальный вопрос о самой нашей жизни, как непременно связанной с постоянно действующими и нарастающими рисками. Стало понятным и осознанным, что человечеству уже никогда не удастся обеспечить свою полную безопасность от техногенных катастроф и что ему придется жить в далеком от нулевых рисков будущем", - сказал Махутов.
По его словам, накопленный огромный опыт исследовательских, проектно-конструкторских, эксплуатационных и надзорных разработок в атомной энергетике позволил через 20 лет после чернобыльской катастрофы не менее чем вдвое снизить риски тяжелых аварий.
"Для нашей страны исключительно важное значение сейчас имеет реализация решения Совета безопасности РФ и президиума Госсовета РФ от 13 ноября 2003 года, утвержденного президиумом РФ, о повышении защищенности населения и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от природно-техногенных катастроф и терроризма. В этом решении намечена цель перехода к государственному планированию, прогнозированию и управлению развитием страны с использованием критериев стратегических рисков", - отметил Махутов в понедельник на пресс-конференции.
В свою очередь профессор Российского химико-технологического университета (РХТУ) имени Менделеева, директор Института устойчивого развития, член-корреспондент РАН Наталья Тарасова подчеркнула, что "нулевая вероятность аварии достигается лишь в системах, лишенных запасенной энергии, химически и биологически активных компонентов".
"Исходя из этого в нашем государстве, как и в большинстве стран мирового сообщества, в настоящее время принята концепция "приемлемого риска", позволяющая использовать принцип "предвидеть и предупредить". При этом надо учесть, что в России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов, из которых около 2300 ядерных и 3000 химических обладают повышенной опасностью", - отметила Тарасова.
"В условиях сложившейся в настоящее время в России ситуации проблема техногенной опасности приобретает особое значение для промышленных районов, где сосредоточен огромный потенциал опасных производств в сочетании со значительным износом основного оборудования и сложной социально-экономической обстановкой. При этом должен оцениваться риск не только для нормальных условий эксплуатации, но и для случаев реализации аварий с разрушением систем защитных оболочек, сосудов, резервуаров, сопровождающихся выходом опасных веществ в окружающую среду", - добавила она.