Рейтинг@Mail.ru
23 апреля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

23 апреля

Читать ria.ru в
Дзен
ПАСХА. Светлое Христово Воскресение.
Всемирный День книги и авторского права.
- 1836 - в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник».

 

ПАСХА. Светлое Христово Воскресение
     Древнейший праздник христианской Церкви - Светлое Христово Воскресение - Пасха - был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март - апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.
     С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную  и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона. В Светлое Христово Воскресение обязательны: посещение храма, христосование - троекратное, слова «Христос Воскрес! - воистину Воскрес!» и атрибутика пасхального стола - крашеные яйца, куличи и пасхи. Главный пасхальный символ - крашенное яйцо -  символ скрытой жизни. Возвратясь от заутрени, пасхальное пиршество начинается именно с яиц. Ими обмениваются, дарят родным и соседям.

Всемирный День книги и авторского права
     Всемирный День книги и авторского права объявлен ЮНЕСКО в 1996 году. При утверждении соответствующей Резолюции ООН было принято во внимание то, что в историческом плане книги являются наиболее мощным фактором распространения знаний и то, что в этот день в 1616 году скончались гении мировой литературы Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Общекультурное значение Всемирного дня книги неоспоримо. Он посвящен миру чтения и писательского творчества, а также непосредственно с ним связанному авторскому праву. В этот день привлекается внимание общественности к самым разным аспектам деятельности человека, связанным с книгой - творческим, издательским, нормативным, политическим, национальным и интернациональным. Но одновременно это еще и крупный профессиональный праздник для всех, кто работает в книгоиздательском, книготорговом, библиографическом и библиотечном деле.  Статус одной из самых читающих держав по-прежнему сохраняет Россия. По данным социологических опросов, каждая российская семья имеет библиотеку, в которой насчитывается не менее 100 экземпляров книг, включая классическую, справочную и научную литературу. В то же время ежегодный выпуск книг на душу населения в России составляет всего пять экземпляров, в то время как в Западной Европе - 10-12 книг.

170 лет назад (1836) в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанный А.С.Пушкиным
     В первой половине XIX века значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания, такие,  как «Вестник Европы», печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 году стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Она просуществовала 10 лет. С 1838 года в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В.Булгарин издавал газету «Северная пчела». Среди русских журналов начала XIX века особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 году Н. М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений и высоким уровнем публикуемых материалов. Ярким, но очень коротким оказался век у «Полярной звезды», издававшейся А.А.Бестужевым и К.Ф.Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 года. В первые годы царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления. Только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А.Полевой. Он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре. Журнал просуществовал девять лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на драму Н.В.Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла». «Телескоп», в котором сотрудничал В.Г.Белинский, издавался Н.И.Надеждиным всего пять лет. После закрытия «Телескопа» эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С.Пушкин. 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел в свет первый номер пушкинского «Современника», отпечатанный в типографии Смирдина. В первом издании в отделе поэзии были напечатаны произведения Пушкина («Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Родословная моего героя», «Полководец» и др.), стихи Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Кольцова, цикл стихов Тютчева и др. В отделе прозы основное место занимали произведения  Пушкина  («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Джон Теннер» ) и Гоголя, принявшего ближайшее участие в начале издания («Коляска», «Нос», «Утро делового человека», «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах» и др.); там же опубликованы «Записки» Н.А.Дуровой, «Париж (Хроника русского)» А.И.Тургенева, «Долина Ажитугай» С.Казы-Гирея, статьи Давыдова «О партизанской войне», Вяземского о «Ревизоре» Гоголя, Одоевского «О вражде к просвещению, заключаемой в новейшей литературе». Журнал издавался в тяжелых цензурных условиях: были запрещены статья  Пушкина  «Александр Радищев», стихотворение Тютчева «Два демона ему служили…», некоторые произведения пропускались с купюрами и искажениями. Первые два издания «Современника» имели тираж 2400 экземпляров, из которых расходилось не более трети, последний том за 1836 год выпущен тиражом 900 экземпляров. После гибели поэта «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В.А.Жуковским. Редакторы в 1837 году последовательно - П.А.Плетнев, А.А Краевский, В.Ф.Одоевский, П.А.Вяземский. В 1837 году «Современник» поместил неопубликованные произведения Пушкина : «Медный всадник», «Русалка», «Летопись села Горюхина», «Арап Петра Великого», «Египетские ночи», «Бородино» Лермонтова, произведения Жуковского, Вяземского, Ершова. С 1838 года «Современник » перешел к Плетневу. Регулярность выхода томов часто нарушалась: в 1841 году вышло пять томов, в 1842 - три тома, в 1845 - четыре тома. Плетнев передал право на издание журнала Некрасову и Панаеву, в руках которых «Современник» постепенно приобрел преимущественно нигилистическое направление, связанное с именами Белинского, Чернышевского и Добролюбова. В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, журнал был закрыт властями.    

145 лет назад умер Алексей Петрович ЕРМОЛОВ, военный и государственный деятель
     Алексей Ермолов родился в 1777 году в Москве в небогатой дворянской семье. Получил образование дома и в Благородном пансионе при Московском университете. С детства записанный в армию, в 1792 году начал действительную военную службу в Нежинском драгунском полку в звании капитана. В 1794 году участвовал в войне против Польши и был отмечен А.В.Суворовым орденом Георгия 4-й степени. В 1796 году воевал в Персии и вскоре был произведен в подполковники. Увлекшись просветительскими идеями французских республиканцев, Ермолов был арестован по делу офицерского политического кружка и после недолгого заключения в Петропавловской крепости сослан «навечно» в Кострому. В 1801 году, после смерти Павла I, в числе многих был прощен и продолжил службу, но был нелюбим А.А.Аракчеевым и начальством за «дерзость» и независимость. В кампаниях против Франции 1805-1807 годов командовал артиллерией авангарда, проявив мужество и умение. В 1808 году Ермолов был произведен в генерал-майоры. В Отечественной войне 1812 года Ермолов участвовал во всех крупных сражениях, особо отличившись в битвах при Смоленске, Бородине, Малоярославце и Березине. Во время заграничного похода русской армии Ермолов был начальником всей артиллерии и отлично дрался при Дрездене, Лейпциге, Кульме. В 1816 году был назначен командиром отдельного Грузинского корпуса и главнокомандующим гражданской частью на Кавказе («проконсул Кавказа») и в Астраханской губернии. Одновременно - чрезвычайный и полномочный посол в Иране. На Кавказе Ермолов проводил колонизаторскую политику, полагая, что «проконсул Кавказа жестокость здешних нравов не может укротить мягкосердечием». Именем Ермолова горцы пугали своих детей. Ермолов строил крепости, дороги, способствовал хозяйственному развитию покоренных территорий. Ермолов знал о существовании тайных декабристских организаций, и его близость со многими из принявших участие в восстании 1825 года была хорошо известна. За покровительство декабристам Николай I в 1827 году отправил Ермолова в отставку. Отойдя от государственных дел, Ермолов общался с М.П.Погодиным, Л.Н.Толстым и многими знаменитыми современниками, приводил в порядок свои мемуары. Он просто и кратко писал по-русски, по-французски, на латыни и оставил замечательные по литературной и исторической ценности «Записки». Ермолов стал героем литературных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского. Пушкин писал Ермолову: «Подвиги Ваши - достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России».

126 лет назад (1880) родился Михаил Михайлович ФОКИН, балетмейстер, танцовщик, педагог
    Михаил Фокин родился в Петербурге. В девятилетнем возрасте был принят в Петербургское театральное училище. Уже в младших классах начал выступать на сцене Мариинского театра, исполняя детские роли. Окончил училище с высшей наградой. М.Петипа и педагог Фокина П.Гердт обратились в дирекцию императорских театров с ходатайством о зачислении Фокина не в кордебалет, а прямо в солисты. Врожденные данные и артистизм вывели его в ведущие солисты труппы. Фокин танцевал основные партии в академических постановках: «Дон Кихот», «Раймонда», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Выступал Фокин также и в характерных танцах, а позже исполнял роли и в собственных постановках балетов «Шопениана», «Дафнис и Хлоя», «Карнавал», «Жар-птица».
В 1905 году дебютировал в качестве балетмейстера, в 1910 году стал хореографом Мариинского театра. Фокин сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, создавая его средствами как классического танца («Шопениана»), так и характерного («Арагонская хота»). В работе над спектаклями сотрудничал со многими известными художниками (А.Бенуа, Л.Бакст, М.Добужинский, Н.Рерих, С.Судейкин, Н.Гончарова, А.Головин) и композиторами (И.Стравинский, С.Рахманинов, А.Глазунов). В 1901-1910 годах преподавал в Петербургском театральном училище. В 1909-1914 годах - художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и Русского балета С.Дягилева. В 1918 году уехал на гастроли в Швецию. С 1921 года жил в США. Как исполнитель выступал до 1933 года. В 1931 году работал в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в 1934-1935 годах - в Парижской опере, в 1936 году - в труппе «Балле рюс де Монте-Карло», в 1937 - 1939 годах - в труппе «Балле рюс де Базиль». До 1942 года руководил студией в Нью-Йорке. Помимо упомянутых, Фокин создал балеты «Умирающий лебедь», «Шехерезада», «Петрушка», «Половецкие пляски», «Золотой петушок», «Эрос», «Видение розы» и другие. Поставленные Фокиным балеты, многие из которых до сих пор входят в репертуар ведущих мировых театров, стали заметным явлением в балетном искусстве ХХ века. Перу Фокина принадлежат книга воспоминаний «Против течения» и ряд статей о балете. Умер выдающийся артист 22 августа 1942 года в Нью-Йорке.

15 лет назад (1991) в Ново-Огарево на встрече руководителей девяти союзных республик и президента СССР подписано заявление о принципах нового союзного договора, получившее название «9+1»
     В 1990 году в результате выборов в парламенты союзных республик победу одержали движения, в предвыборных программах которых были выдвинуты требования проведения демократических преобразований, предоставление независимости своим республикам (украинский РУХ, эстонский Народный фронт, литовский Саюдис и др.). Начался, как отмечалось в литературе, «парад суверенитетов»: декларации о государственном суверенитете приняли Верховные Советы Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, республик Средней Азии. Обвальное объявление суверенитетов заставило руководство СССР во главе с М.С.Горбачевым провести всенародный референдум о судьбе СССР. 17 марта 1991 года референдум показал, что 70 процентов населения СССР желает жить в обновленной федерации. 23 апреля того же года лидеры девяти республик СССР (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) подписали в Ново-Огареве вместе с руководством союзного центра заявление «9+1», в котором провозглашались принципы нового союзного договора, призванного сохранить Советский Союз. Подписание Договора было назначено на 20 августа. 19 августа ближайшие соратники М.С. Горбачева, включая "силовых" министров, объявили о создании ГКЧП. Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму Президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Г.Янаеву. Поскольку Горбачев не принял эти требования, он был изолирован на президентской вилле в Форосе в течение трех суток и возвратился в Москву 21 августа. Подписание Союзного договора не состоялось. 8 декабря представители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и констатировали распад Советского Союза. 11 республик подписали протокол, формально учредивший СНГ. С прекращением существования СССР как государственного образования М.С.Горбачев 25 декабря объявил о своей отставке с поста Президента; в тот же день в Кремле был спущен красный государственный флаг СССР и поднят флаг РСФСР.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала