Рейтинг@Mail.ru
Куртулуш Ташкент: 58% турок за укрепление отношений с Россией - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куртулуш Ташкент: 58% турок за укрепление отношений с Россией

Читать ria.ru в
Дзен
"Турция рассматривает Россию в региональном и глобальном плане как партнера, обладающего чрезвычайно важным геополитическим и стратегическим положением. А РФ рассматривает Турцию как важную соседнюю страну и региональную державу и заинтересована в еще большем развитии политического и экономического сотрудничества."

Интервью Чрезвычайного и полномочного посла Турецкой республики  в РФ Куртулуша Ташкента РИА «Новости» .

-Ваше превосходительство! В этом году исполнилось 85 лет со дня подписания договора о Дружбе и братстве между Турцией и нашей страной. Как Вы оцениваете прошедший период в истории развития турецко-российских отношений?

-Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на название этого договора. А полное наименование его таково: «Договор о дружбе и братстве между правительством Национального собрания Турции и правительством Российской советской Федеративной социалистической республики”. Название документа указывает на то, что оба государства находились в стадии становления. В Турции еще не образовалась республика, а Россия еще не стала Советским Союзом. Это означало, что в обеих странах режимы только устанавливаются, что оба государства борются против внутреннего и внешнего врага. Вот то общее, что их объединяло:   складывалось сотрудничество против сил тогдашнего империализма.  Например, в договоре содержалось следующее положение: если одной из сторон договора третья сторона будет навязывать или ранее уже навязала какое-либо неприемлемое соглашение, то другая сторона не должна его признавать. В первую очередь имелся в виду Севрский договор, подписанный между правительством Османской империи и силами союзников, который предусматривал раздел территории сегодняшней Турции.

Одной из особенностей Договора о дружбе и братстве было решение спорных вопросов, которые достались в наследство от прежних отношений между Османской империей и Россией. Например, на  основании Договора определялись границы на северо-востоке нынешней Турции. Были периоды, когда эти границы постоянно менялись то вопреки интересам России, то вопреки интересам Турции.
Кроме того, освобождались находившиеся в России в плену во время Первой мировой войны турки и находившиеся в плену в Турции россияне.

Прошедшие годы показали то, что договор, с точки зрения отношений между двумя странами, был и остается основополагающим.
После окончания вышеуказанного периода в 30-х годах Россия внесла важный вклад в создание промышленности в Турции. А в 40-х годах, в последний период второй мировой войны и после ее окончания, когда у руководства вашей страной находился Сталин, в связи  требованиями Россией у Турции военных баз в Проливах и некоторых  районов на востоке страны, в наших отношениях наступила фаза охлаждения. 50-е годы был самым напряженным период холодной войны. В 60-е годы наметилось потепление в отношениях между двумя странами. Именно в 60-е годы, когда правительство Турции возглавлял Сулейман Демирель, а Советского Союза – А.Н.Косыгин, с советской помощью на территории Турецкой республики был построен целый ряд предприятий, таких как нефтеперерабатывающий завод, металлургический комбинат, алюминиевый завод. И в 70-е годы этот процесс был продолжен. В 80-х годах Турция начинает закупать природный газ из России, получая его по западной ветке, 70% оплаты этого газа покрывалось поставками из Турции товаров и услуг. Таким образом, начали развиваться  двусторонние экономические отношения,  в эти же годы первые турецкие подрядные фирмы начали работать на территории РФ. В 90-х годах турецко-российские отношения еще более нормализовались, стали еще более устойчивыми. Экономические отношения в этих событиях играли роль локомотива. В 2000 годах, то есть сегодня отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества между Турцией и Россией продолжаются.

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние наших двусторонних связей? И какие отрасли Вы считаете наиболее успешно развивающимися и где у нас еще есть некоторые перспективы?

- Я уже сказал, что в 90-х годах экономические отношения стали играть роль локомотива. Надо отметить, что с 2000 года и политические отношения стали развиваться очень хорошо.

Совместная декларация, которая была подписана в декабре 2004 года во время визита президента РФ Владимира Путина в Турцию, является документом, который показывает, в какой точке находятся наши отношения на современном этапе и в каком направлении они развиваются. В этой совместной декларации оценивается сегодняшнее положение наших отношений, определяется, что нужно сделать в предстоящий период для развития этих отношений в различных областях, и намечается цель выведения двусторонних отношений и сотрудничества на уровень мощного многопланового партнерства. Я считаю, что намеченные цели в области сотрудничества и двусторонних отношений в самое ближайшее время будут достигнуты и намечены новые, еще более перспективные цели.

- Вы имеете в виду в торгово-экономической области?

- Нет, во всех областях, в том числе и в политической.

- Тогда следующий вопрос: какие позитивные результаты приносит Турции сотрудничество с Россией в области внешней политики? Мы пока говорили о двусторонних отношениях, но наверняка наши отношения оказывают определенное влияние на внешнеполитический курс обеих стран и Турции, в частности.

- Мое видение того, как наши страны смотрят друг на друга в области внешней политики, таково: Турция рассматривает Россию в региональном и глобальном плане как соседнюю страну, партнера, обладающего чрезвычайно важным геополитическим и стратегическим положением. А РФ рассматривает Турцию как важную соседнюю страну и региональную державу и заинтересована в еще большем развитии  политического и экономического сотрудничества между двумя странами. Безусловно, это играет свою положительную роль в подходах к внешней политике. Например, что касается подходов к решению вопросов регионального и международного характера, то здесь можно говорить в общем о сходстве подходов. Имеется программа консультаций между министерствами иностранных дел двух стран, которая начала осуществлятся несколько лет тому назад и постепенно расширяется. В ходе этих консультаций рассматриваются вопросы международной политики, особеннно те, что представляются важными с точки зрения двух стран, происходит обмен информацией.  Другой пример: обе наши страны являются евразийскими, и в 2002 году был подписан Евроазиатский план действия. В рамках этого плана мы осуществляем взаимные консультации и сотрудничество. Подходы двух стран  к вопросам стабильности, безопасности, мира  и экономического развития во многом сходны. Еще один пример: мы одинаково подходим к борьбе с международным терроризмом. Примером также может служить сотрудничество прибрежных государств Черноморского региона. В этом плане я могу назвать Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Blackseafor. ОЧЭС осуществляет экономическое сотрудничество, а Blackseafor в большей степени сотрудничество в области безопасности. В Черном море нашими военно-морские силами осуществляется программа обеспечения безопасности, «Операция черноморская гармония», инициатива проведения которой принадлежит Турции. Мы ожидаем, что в ближайшее время российские ВМС тоже примут участие в этой программе. Я считаю, что это достаточно яркие примеры сотрудничества между двумя странами в области внешней политики.

- Спасибо, господин посол! Можно мне задать один вопрос, который, возможно, выходит за рамки нашей беседы, но мне интересен как ближневосточнику. Турция расположена в непосредственной близости от наиболее взрывоопасного и кризисного региона – я имею в виду ближневосточный конфликт и нынешний конфликт в Ираке. Какова позиция Турции по отношению к этим двум проблемам?

- Прежде всего, я хочу отметить, что, как и в других областях, так и в этих двух областях министерствами иностранных дел обеих стран проводятся активные консультации. Кроме того, эти вопросы являются предметами обсуждения во время визитов на самом высоком уровне. Мы поддерживаем решение ближневосточной проблемы в рамках усилий квартета, участником которого является и Россия. Наши обе страны выступают за мирное решение данного вопроса.

Что касается Ирака, то мы надеемся, что в рамках целостности этой страны будут созданы демократический парламент и демократическое правительство, в которых будут представлены все религиозные и этнические группы. Мы стараемся внести свой вклад как в международном плане, так и в рамках совещаний, которые проводятся министерствами внутренних и иностранных дел соседних с Ираком государств. Турция явилась инициатором проведения таких совещаний. Когда мы говорим о представительстве различных религиозных и этнических групп, естественно, мы прежде всего имеем в виду необходимость самоощущения жителей этой страны именно как иракцев.

- Спасибо, господин посол! Вы уже упомянули, как Турция относится к терроризму, отметили схожесть подходов России и Турции. Какова позиция Турции относительно актуальной ныне проблемы международного терроризма и, в частности, к явлению, которое называется «религиозным терроризмом»? Я умышленно ставлю это понятие в кавычки.

- Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что в мире, наверное, нет стран, которые лучше, чем Турция и Россия, знают, что такое терроризм. Мы его переживали и, к сожалению, продолжаем переживать. Как Вы сказали, у терроризма не может быть национальности, религии или культуры. В основе любой религии лежит уважение к человеческой жизни и стремление сохранить её. Террористы, опираясь на свои фантазии, посягают на эту человеческую жизнь. Ни одна религия,  ислам в том числе, не позволяет этого. Каким образом три отщепенца с закостенелыми взглядами на жизнь могут представлять ислам или какую-то другую религию? Таким образом, можно повторить Ваши слова: нельзя квалифицировать терроризм в привязке к какой-либо религии или национальности.
В плане борьбы с международным терроризмом я хотел бы остановиться на двух аспектах. Во-первых, это двустороннее сотрудничество. Между соответствующими ведомствами наших стран выработан целый ряд механизмов, и в рамках этих механизмов осуществляется взаимодействие. Осенью прошлого года министр внутренних дел Турецкой Республики во время своего визита также обсуждал вопросы борьбы с международным терроризмом на двусторонней основе. Борьба с терроризмом остается на повестке дня обеих строн, но я хотел бы с удовлетворением отметить, что если раньше этот вопрос был на первых позициях повестки дня, то теперь, благодаря принятым обеими стронами мерам, он отошел на нижние позиции. Во-вторых, международное антитеррористическое сотрудничество. Здесь особенно следует подчеркнуть сотрудничество между Турцией и Россией в рамках ООН. Например, в прошлом году Россия в Совете безопасности ООН выступила с инициативой по борьбе с терроризмом, и Турция активно поддержала этот проект резолюции. Сейчас в ООН продолжаются работы по подготовке к подписанию соглашения по борьбе с терроризмом. Между турецкой и российской делегациями происходит непосредственный обмен информацией и  взаимодействие. Я уверен, что если борьба против этого общего зла не будет вестись на международном и двустороннем уровнях, то победить его будет сложно.


- Я хочу вернуться к предыдущему абзацу. Вы сказали, что вопросы терроризма ушли с первого пункта повестки дня. Имеется в виду, что опасность терроризма для России и Турции уменьшилась?

- Нет, я имел в виду не то, что уменьшилась опасность. Терроризм продолжает нести опасность для обеих стран. Я имел в виду, что во-первых, совместное сотрудничество приобрело совершенно конкретные формы, возникло взаимное доверие между двумя странами в борьбе с международным терроризмом, и что обе стороны теперь уверены в том, что другая сторона искренне проводит эту борьбу и оказывает необходимое содействие.


- Я тогда позволю себе задать последний вопрос относительно двусторонних отношений. Отношения Турции и России в течение по крайней мере двух веков были, мягко говоря, недружественными. Не сохранилось ли в исторической памяти турецкого народа образ русского как недруга Турции?

- Совершенно естественно, что историю надо знать, но не надо продолжать жить этой историей, потому что были разные её периоды. Официально история наших двусторонних отношений насчитывает 550 лет. Наверное, было бы неправильно говорить о 200-летнем периоде охлаждения отношений между двумя странами. Историки подсчитали, что войны длились в совокупности 25 лет, если сопоставить эти 25 лет с 550 годами, то это не такой уж и большой период охлаждения. Я думаю, что в некоторые периоды царской России, во время второй мировой войны и период сталинского правления, в какой-то степени отрицательное отношение, наверное, присутствовало в турецком обществе. Однако нельзя говорить об отрицательном отношении в Турции к российскому народу и к России в целом. К тому же нужно отметить, что турецкие интеллектуалы всегда испытывали большой интерес к российской культуре, и, например, мое поколение зачитывалось произведениями русской литературы, также как и произведениями английской, американской и французской литературы. Особенно интересовались литературными произведениями и русской культурной жизнью Х1Х и ХХ веков. Я не говорю, что не было предубеждений или ошибочных взглядов, но, думаю, что их было меньше, чем это предполагается.
А теперь я хочу перейти к дням сегодняшним. Каждый год миллионы российских туристов посещают Турцию. Если о Турции и турках у этих туристов и были какие-то предубеждения и предрассудки, то они постепенно рассеиваются. То же самое можно сказать и о турках, которые приезжают в Россию. Естественно, в этом играет позитивную роль активно развивающиеся политические и экономические отношения между двумя странами, визиты на высоком уровне. Например, в 2005 году президент России Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган встречались четыре раза. Я хочу Вам привести статистические данные по двум социологическим опросам. Согласно одному из них, проведенному в 2004 году российско-турецким исследовательским центром, 58% опрошенных в Турции высказываются за еще большее укрепление  отношений с Россией. В 2004 году в России была распространена опросная анкета организации некоммерческого партнерства российских и турецких бизнесменов. В ходе опроса 19% респондентов заявило, что видят в лице Турции друга и 44% - партнера. Таким образом, 63% российских граждан рассматривают  Турцию как друга и партнера. Я надеюсь, что такая тенденция будет развиваться и в будущем.

- Я тоже надеюсь. Спасибо большое, господин посол.

Беседу вел Владимир Кедров

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала