Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Число музеев-заповедников РФ скоро вырастет еще на 16 заповедных мест. Тем самым страна возвращается к давней традиции оберегать памятные места.
Первым это стремление продемонстрировал Петр Великий, который по утрам являлся в свой любимый Летний сад в Петербурге и раскладывал на скамейках книги, дабы посетитель парка мог заодно и почитать умную книжку. В этом стремлении объять одним духом красоту и просвещение был зародыш будущих заповедных мест отечества.
Сегодня под опекой традиции находятся самые счастливые места России, например, музей-заповедник Михайловское, родовая усадьба Пушкина. Ансамбль рощ, прудов, лесных аллей, монастыря с могилой поэта, плюс дороги, поля, холмы, плюс родовая усадьба прадеда Арапа Ганнибала, в селе Петровском, в придачу с речушкой Сороть создает огромный заповедный ландшафт, который принадлежит к одним из самых совершенных творений Европы. Сюда нельзя проехать на машине - только пешком. Тут никто не разрушит муравейник, не помнет цветы, и не тронет гнездо аистов, которые чутко слетелись сюда из Литвы и Польши.
По-сути, перед нами восстановленный дух поэта, вид на его идеалы.
Кстати за блистательную работу по сохранению природы устроители Михайловского были удостоены недавно Государственной премии.
Имена Пушкина, Толстого, Тургенева, Блока, Лермонтова, Куприна охраняют у нас площадь размером с небольшую страну - Михайловское, Болдино, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Шахматово, Гатчина - и это самые облагороженные и экологически чистые места в России. Между прочим, эту охрану сразу чувствуют звери и птицы, сюда на острова благодати сбегаются зайцы, лисицы, слетаются соловьи.
К местам, где обитают музы, со временем прибавились священные поля, где витают души убитых воинов: Куликово поле, Бородинское поле и место легендарного танкового сражения под Прохоровкой на Курской дуге; часть военных историков считает, что здесь, а не под Сталинградом решился исход Второй мировой войны. После поражения под Прохоровкой Германия была окончательно сломлена.
Так вот министерство культуры и массовых коммуникаций РФ объявило о намерении придать статус музея-заповедника еще 16-ти полям исторических сражений. Среди них место битвы русских ополченцев с золотоордынцами в 1378 году на реке Вожа под Рязанью. Вожа поделит лавры с Куликовским полем и потому, что состоялось раньше, и потому что значение сражения для освобождения России от ига было не меньшим. Тем самым будет восстановлена историческая справедливость. Эту же роль восстановления правды исполнит придание нового статуса полям Тарутинского и Малоярославских сражений, без которых картина поражения Наполеона будет неполной. Сюда же прибавится и ратное поле у Прейсиш-Эслау (ныне Багратионовск в Калининградском эксклаве).
Наконец, охрана памяти распространится и на легендарное сражение под Ельней у Смоленска, где впервые немецкая армия встретила отпор советской армии и понесла серьезные потери. Ельня и есть то самое место, где план блицкрига потерпел поражение, после чего Германия увязла в многолетней войне. Первым это отметил в своем дневнике генерал Гальдер, который с тревогой записал, что такого отпора немцы не встречали за два года завоевания Европы, и добавил, неужели мы проиграем русским войну.
Как в воду глядел.
Кроме привычных полей, появятся и необычные прежде места. Так статус музея-заповедника получат форты Кронштадта, Владивостокская крепость, а так же участки морской акватории в Выборгском заливе и на Балтике, на пути в Петербург, где прошло знаменитое морское сражение 1790 года.
Подводя черту, замечу, что явный крен к мумифицированию войны, нужно уравновесить вниманием к чистой культуре.
Месяц назад я побывал в родовой усадьбе Набокова в Рождественно под Гатчиной. Несколько лет назад дом Набокова горел, сейчас сгоревший флигель восстановлен заново, но все вокруг, увы, находится в удручающем запустении. Возможно это один из самых прекрасных ландшафтов в окрестностях Петербурга, сам холм у реки Оредежи, где стоит дом - совершенно божественный, виды на окрестности исполнены потенциальной красоты, но в каком запустении пребывает сегодня этот пейзаж, как изгажен сараями, огородами, придорожными лавками и прочим бытовым мусором.
Вот вам еще один кандидат в заветный список национальных сокровищ.