Сергей Колчин, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН – для РИА Новости.
Пуск Балтийской трубопроводной системы (БТС) на проектную мощность и открытие второго причала порта для загрузки танкерных судов, состоявшееся 6 апреля в порту Приморск Ленинградской области, - событие весьма значимое для всего нефтяного комплекса России.
Реализация проекта БТС предполагает создание нового экспортного маршрута для доставки нефти от балтийского побережья России до Роттердама (Голландия). С пуском БТС Россия значительно пополнила свою нефтетранспортную сеть, а Приморск – терминал на пути перегрузки нефти в Западную Европу и Северную Америку – стал, по мнению специалистов, одним из лучших нефтеперевалочных портов в Европе. Пуск первой очереди БТС мощностью в 12 млн. тонн нефти состоялся еще в 2001 г. Теперь же система заработала в полную силу. Как заявил президент России Владимир Путин, «это большой шаг вперед в развитии инфраструктуры, который повышает возможности России по выходу на мировые рынки и является вкладом в развитие энергетической безопасности в мире».
Выигрыш России от реализации данного проекта достаточно очевиден. Во-первых, это выход страны из транзитной зависимости от бывших партнеров по СССР. Экспорт российской нефти на Балтике осуществлялся ранее через латвийский Вентспилс и литовскую Бутингу. По оценкам экспертов, потери России от высоких транспортных и перевалочных тарифов составляли 3-4 доллара с тонны нефти. Нетрудно посчитать, что теперь это даст 200-300 млн. долл. экономии в год. При этом стоимость строительства всего комплекса БТС - нефтепровод плюс портовые сооружения - оценивается в 2,2 млрд. долларов, а его пропускная мощность – 65 млн. т. нефти в год.
Во-вторых, использование БТС приведет к заметному сокращению транспортного «плеча», учитывая поставки нефти с севера России напрямую в Европу и разгрузку российских нефтеперевалочных портов на Черном море (Новороссийск, Туапсе). Оказавшись в результате распада СССР практически без собственных нефтеперевалочных мощностей, отошедших к странам Балтии, Грузии и Украине, Россия была вынуждена чрезмерно усилить нагрузку на оставшиеся у нее порты.
Однако здесь она натолкнулась на противодействие Турции, контролирующей черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы. По данным турецких экспертов, пропускная мощность проливов составляет 80-82 млн. т нефти в год, а нынешний объем транспортировки близок к предельному. Серьезным испытанием для проливов стал уже выход на полную мощность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - Тенгиз-Новороссийск. Введение в строй второй очереди этого трубопровода превысило порог пропускной способности проливов. Возросла опасность возникновения крупных аварий танкеров, что может угрожать экологической катастрофой густонаселенным районам Турции. Позиция Турции во многом демонстративна, но не считаться с нею нельзя. В этом смысле ввод в строй БТС намного упрощает проблему, так как переключает нефтепотоки на Балтику.
И в третьих, пуск БТС на полную мощность позволяет переключить строительные мощности «Транснефти» на восточное направление – сооружение нефтепровода в сторону тихоокеанского побережья России. Многие эксперты считают именно это направление основным для будущего нефтегазового экспорта страны.
Таким образом, позитивный эффект от состоявшегося пуска БТС на полную мощность очевиден, но для среднесрочной и долгосрочной перспективы развития российского нефтяного комплекса остается ряд нерешенных вопросов. Главный из них состоит в том, насколько ускоренное развитие нефтетранспортных мощностей в России соответствует ее добывающим возможностям.
Основной базой нефтедобычи в России по-прежнему остается Западная Сибирь. По оценкам, предложенным в Энергетической стратегии России, добыча нефти в этом регионе будет сохраняться на нынешнем уровне до 2010, в лучшем случае – до 2015 г., а затем начнет снижаться. Этот же документ определяет задачи роста нефтедобычи в Восточной Сибири и на Сахалине. Есть еще Тимано-Печорская провинция и российская зона Прикаспия. Но пока освоение всех этих новых нефтеносных территорий идет с большим опозданием по отношению к первоначальным планам. Суммарные же объемы нефтедобычи в стране запланированы на уровне в 490 млн. т. в 2010 г. и в 520 млн. т. в 2020 г.
В этой связи возникает вопрос: способна ли Россия обеспечить собственной нефтедобычей свои экспортные обязательства? Уже сейчас нефть из страны идет, по крайней мере, тремя большими потоками: на Балтику (теперь через БТС), на Черноморское побережье (в т.ч. проект КТК) и по старому нефтепроводу «Дружба». В дальнейшем к ним, очевидно, добавится нефтепровод на Находку. В этой связи некоторые эксперты высказывают сомнения в реальности амбициозных планов экспорта нефти из России.
С ними не соглашаются многие российские официальные лица и зарубежные аналитики. Так, во время недавней поездки в Салехард президент Путин заявил, что накопленных запасов стране хватит на то, чтобы нарастить добычу углеводородного сырья в два и даже в три раза. Однако, судя по всему, здесь речь шла не столько о нефти, сколько о газе.
Эту же точку зрения разделяет и влиятельная «New York Times», которая пишет, что «запасов ископаемого топлива в России предостаточно, но мало трубопроводов». Другая не менее известная газета – лондонская «Financial Times» отмечает, что запасы нефти в России (пока официально не публикуемые) могут вырасти до 180 млрд. баррелей, и страна выйдет на второе место в мире после Саудовской Аравии.
Запасы запасами, но вопрос о наращивании нефтедобычи остается актуальным, как явствует из реальной российской практики. Проект создания БТС может стимулировать разработку новых месторождений, в частности, на севере России.
Вторая проблема, которая связана с резким увеличением экспортных мощностей по транспорту нефти, – это возможность возникновения дефицита «черного золота» внутри страны. В середине 90-х годов Россия экспортировала примерно треть добываемой в стране нефти, сейчас – свыше половины (54% - в 2005 г.). И подобное положение дел объяснимо. Благоприятная конъюнктура мировых цен на углеводороды стимулирует ее экспортеров. Получаемые нефтедоллары являются основой для решения многих внутренних проблем – от реализации общенациональных социальных проектов до досрочных расчетов с кредиторами.
Но возникает опасность того, что соблазн перевода потоков нефти за рубеж будет и дальше способствовать изменению пропорций в пользу экспорта нефти в ущерб интересам ее национальных потребителей. Сейчас у государства есть все возможности для предотвращения такой ситуации. В первую очередь, в его распоряжении имеются необходимые рычаги, например, экспортные пошлины. В то же время, если на карту будет поставлена репутация России на мировой арене (например, угроза невыполнения ею международных обязательств), то выбор предстоит нелегкий. Так что, для нейтрализации подобной опасности надо, прежде всего, гармонизировать добывающие и экспортные возможности страны за счет адекватного развития сырьевой базы, которая пока отстает.
В целом же, давая оценку конкретному событию – пуску Балтийской трубопроводной системы на полную мощность, следует, на наш взгляд, безоговорочно, его приветствовать как важный шаг на пути дальнейшего продвижения России на мировые рынки и выхода из транзитной зависимости от соседей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции