- Максим Юрьевич, как Вы оцениваете позицию США на переговорах о вступлении России в ВТО? Как, в частности, совместить последние требования США допустить филиалы иностранных банков и страховых компаний в Россию с позицией руководства РФ по этому вопросу?
- В рамках прошедшего в Женеве последнего переговорного раунда мы несколько раз встречались с американскими партнерами и смогли обсудить практически все проблемные вопросы. У нас есть общее понимание, что двусторонние переговоры могут и должны быть завершены в кратчайшие сроки. Однако по наиболее чувствительным вопросам у нас сохраняются разногласия. При этом мы не всегда понимаем, каковы экономические интересы, стоящие за теми или иными требованиями США. Это, в том числе, касается и требования об отмене ограничений на деятельность прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний. Те американские банкиры и страховщики, которые уже развивают свой бизнес в России, в один голос говорят о том, что система, предусмотренная действующим российским законодательством, обеспечивает абсолютно нормальные условия для их работы. В целом, мы считаем, что непреодолимых препятствий на переговорах с США нет, и все вопросы удастся решить в обозримом будущем.
- Каковы будут последствия для России от присоединения к ВТО на первом этапе? Реальна ли угроза отдельным секторам отечественной экономики, в том числе, аграрному?
- В целом, условия присоединения России к ВТО таковы, что общее соотношение уступок и преимуществ от присоединения складывается в пользу развития российской экономики. Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение правительством сбалансированной и рациональной внешней экономической политики.
Что касается автомобильной и авиационной отраслей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, наша позиция на переговорах состоит в том, чтобы обеспечить необходимый уровень защиты этих отраслей от иностранной конкуренции на определенный переходный период, в течение которого будет проведена их реструктуризация, и можно будет рассчитывать на рост конкурентоспособности. Для наиболее уязвимых отраслей национальной экономики этот переходный период будет от 1 года до 5 лет, в отдельных случаях до 6-7 лет.
Поэтому предполагаемое снижение пошлин, по оценкам экспертов, не окажет значительных негативных последствий на эти отрасли. Кроме того, Россия получит доступ к механизму по разрешению споров, что позволит применять меры в случае ущемления интересов отечественных производителей и дискриминации товаров.
Что касается аграрного сектора, сформированные к настоящему времени тарифные обязательства России в отношении сельскохозяйственных и продовольственных товаров предусматривают на момент присоединения к ВТО сохранение действующего уровня тарифной защиты, а для ряда товаров (мясная группа, молоко и молочная группа, зерновые) - возможность его повышения.
Таким образом, и после вступления в ВТО сохраняется в нужном объеме защита государства для слабых участков российской экономики.
- Существует ли угроза массовой безработицы и других социальных потрясений в результате присоединения к ВТО?
- Что касается социальных аспектов, то данные, полученные в результате многочисленных исследований по последствиям вступления России в ВТО, позволяют сделать вывод о том, что присоединение не оказывает какого-либо существенного воздействия на общий уровень занятости в промышленности. Вместе с тем, эксперты полагают, что фактор вступления России в ВТО приведет к совершенствованию технической и технологической базы производства и модернизации предприятий, в том числе, на основе импортного оборудования, что, в свою очередь, повысит спрос на рабочую силу более высокой квалификации.
- Могут ли существующие разногласия с некоторыми странами бывшего СССР (Грузия, Молдавия и др.) реально повлиять на присоединение России к ВТО? Сможет ли Украина, если она войдет в ВТО раньше России, препятствовать вступлению РФ в эту организацию?
- Многие страны - члены ВТО, ведущие переговоры с Россией по условиям нашего присоединения к этой организации, стараются "заодно" решить двусторонние торгово-экономические проблемы, не имеющие никакого отношения к нормам и правилам ВТО. Не являются исключением и некоторые наши соседи по СНГ.
Мы готовы решать в рамках нашего присоединения только те вопросы, которые действительно связаны с несоответствием наших законов или практики их применения законодательству ВТО. Вместе с тем, Россия не собирается принимать дополнительные обязательства по решению двусторонних российско-молдавских проблем. Двусторонние проблемы в наших отношениях с Молдовой и Грузией действительно существуют, и их необходимо решать. Однако рассчитывать на то, что все они будут решены "под присоединение к ВТО", на наш взгляд, бессмысленно.
Что касается Украины, то если она вступит в ВТО раньше России, она формально получит право войти в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО и начать с нами двусторонние переговоры. Насколько это реально - зависит от динамики наших переговоров и позиции украинских коллег. Я не думаю, что в интересах Украины замедлить вступление России в ВТО.