Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
В конце прошлой недели в Москве состоялось важное для российской энергетической отрасли мероприятие - 4-й Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке». Организаторы форума и его гости были единодушны во мнении, что атомная энергетика сегодня переживает ренессанс. Явление это вполне естественное, связанное, в первую очередь, с общим пониманием необходимости существенного пересмотра структуры глобального энергетического баланса в сторону уменьшения доли углеводородов. В этом контексте прошел и последовавший за форумом представительный «круглый стол», участники которого констатировали не только «ренессанс» атомной энергетики в мире, но и ее явные атавизмы, уже давно не вписывающиеся в логику конструктивных, равноправных экономических отношений между Россией и США в энергетической сфере.
Почему именно между Россией и США? Да потому лишь, что Россия является на сегодняшний день (скорее всего, в обозримом будущем таковым и останется) основным поставщиком обогащенного урана на мировой рынок, США же с завидным упорством отстаивают антидемпинговые ограничения на экспорт российского урана на американский рынок.
Представители американских частных компаний-потребителей урана, принявшие участие в работе "круглого стола", однозначно высказались за пересмотр политики Минторга США в отношении российских поставщиков. По словам вице-президента энергетической корпорации Pacific Gas & Electric Co. Джеймса Трамуто, компания поддерживает идею открытия рынков для различных компонентов ядерно-топливного цикла, услуг по обогащению и конверсии урана. Это дает возможность «диверсифицировать портфель поставщиков», предусмотрев одновременно и работу «не только с действующими блоками АЭС, но и с будущими, то есть обеспечить рост поставок».
Каких-либо оснований поддерживать ограничения нет, так как с момента их введения ситуация изменилась, отметил свою очередь и вице-президент энергокомпании Exelon Джеймс Мэлоун. А глава UX Consulting Company Джон Комбс считает, что сохранение ограничений может затормозить развитие атомной энергетики.
Уран за 2 года вдвое вырос в цене. Миру необходимы поставки топлива из России, и Россия должна быть одним из лидеров на этом рынке. Особенно с учетом того, что американские компании эксплуатируют 103 энергоблока и при этом имеют только одного поставщика ядерного топлива в США. Этого явно недостаточно для ядерной энергобезопасности США уже сейчас и тем более в ближайшем будущем, когда в США начнется строительство 13 новых энергоблоков. «Мы это прекрасно понимаем как представители частных компаний, но, к сожалению, этого не хотят понять в Министерстве энергетики США», - резюмировали американские гости.
По данным российского ОАО «Техснабэкспорта», одного из крупнейших мировых поставщиков ядерных материалов, услуг и оборудования с ежегодным оборотом в 2 млрд долларов, Россия на сегодняшний день располагает 50% мировых мощностей по обогащению урана. При этом российские технологии обогащения более эффективны и рентабельны, чем в других странах. В случае предоставления равных с другими странами условий, доля России на мировом рынке ядерно-топливного цикла может составить 25 – 30%, считает глава «Техснабэкспорта» Владимир Смирнов.
История антидемпинговых ограничений экспорта российского урана давнишняя, еще со времен Советского Союза. Когда-то Советский Минатом выбросил на мировой рынок, в частности американский, большое количество природного урана. В результате цены упали, была возбуждена антидемпинговая процедура, на Минатом были наложены торговые ограничения. В итоге, Россия сейчас имеет право работать на американском рынке только через специального агента-посредника, который, по сути, является ее конкурентом.
Парадокс? - Конечно! Но главный парадокс заключается в другом - самая что ни на и есть либеральная в мире американская экономика, чем так гордятся в Вашингтоне, вдруг всеми правдами и неправдами начинает спасать давно уже неконкурентоспособного отечественного производителя. Фактически, американский производитель обогащенного урана выживает, не имея для этого (при своих технологиях еще времен создания первой атомной бомбы) ни морального, ни экономического права, за счет российской атомной энергетики. Российские технологии в этой отрасли далеко ушли вперед, и сегодня эти ограничения наносят колоссальный ущерб российской обогатительной и атомной отрасли.
Низкообогащенный уран - это топливо для АЭС, а не природный уран, подпавший в свое время под ограничения. И почему сегодня обогащенный уран, будучи, фактически «высокотехнологичной услугой», подпадает под ограничительный закон в США, не понятно ни российским производителям, ни американским потребителям.
Но и это еще не все.
В настоящее время антидемпинговые ограничения действуют в США и ряде стран Европы. Но они не распространяются на заключенное в 1993 году 20-летнее соглашение "ВОУ-НОУ".
В рамках соглашения Россия извлекает из снятых с боевого дежурства боеголовок 500 тонн высокообогащенного урана (ВОУ), производит из него низкообогащенный уран (НОУ) и поставляет его в США в качестве топлива для американских атомных электростанций.
На время проведения расследования действие антидемпинговой меры в США было приостановлено, однако одновременно была введена квота, при превышении которой поставки облагаются заградительной пошлиной в 116%. Россия выбрала квоту еще в 2002 году. Россия будет работать и при такой пошлине, но, подчеркнул Владимир Смирнов, в случае отмены антидемпинговых мер «Техснабэкспорт» намерен обжаловать размер пошлины в суде, тем более, что прецедент уже есть. Ранее обращение в суд позволило французской компании Areva снизить пошлину почти до нуля.
Очередные слушания по делу об антидемпинговых мерах состоятся 23 мая в Вашингтоне. Россия будет добиваться снятия дискриминационных ограничений для российских предприятий на поставки ядерных материалов на рынки США и Европы. Минэкономразвития и Федеральное агентство по атомной энергии РФ направили в министерство торговли США письмо с просьбой отменить антидемпинговые меры в отношении российских поставщиков ядерных материалов и услуг и обеспечить им свободный доступ на американский рынок.
И надежду на это вселяет разумная позиция американских энергетиков. Тем более, что реализация амбициозной программы развития ядерной энергетики не так давно анонсированной американской администрацией без либерализации американского рынка ядерного топлива и без обеспечения устойчивых поставок продукции российской урановой промышленности выглядит сомнительной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции