Рейтинг@Mail.ru
8 апреля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

8 апреля

Читать ria.ru в
Дзен
Международный день цыган.
1764 - родился Николай РЕЗАНОВ, прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось».
1973 - умер Пабло ПИКАССО, французский художник.

 

Международный день цыган
     Международный день цыган был учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года и собрал представителей 30 стран. В России цыгане живут почти 500 лет, все это время проходил процесс освоения цыганами русского языка и русской культуры. За последние полвека в жизни цыган произошли два важных события - переход к оседлости и появление национальной интеллигенции. Перепись населения 2002 года показала, что в РФ их проживает более 180 тысяч человек. Однако, по данным Федеральной национально-культурной автономии, людей этой национальности в стране более миллиона. По словам едва ли ни самого знаменитого «русского» цыгана, народного артиста СССР Николая Сличенко, сейчас, к сожалению, цыгане практически не востребованы в жизни России. По его мнению, цыгане часто сталкиваются с дискриминацией и нарушением гражданских прав, у них нет представительства ни на одном уровне ветвей власти. Исправить ситуацию, по мнению актера, могли бы целевая программа развития цыганского народа, его правовая защищенность и создание в России культурного центра. У цыган есть свой флаг, который представляет собой горизонтальные голубую и зеленую полосы. В центре красное восьмиспицевое тележное колесо. Цвета флага символизируют небо и зеленые луга, а колесо - кочевую жизнь. Восьмиспицевое  колесо также напоминает индийский знак «чакра», что должно подчеркнуть связь цыган с древними индоариями. Флаг был утвержден Всемирным цыганским конгрессом в 1971 году.

242 года назад (1764) родился Николай Петрович РЕЗАНОВ, один из учредителей и руководитель правления Российско-Американской Компании, прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось»
     Николай Резанов родился в семье судьи Петра Резанова. В 1778 году поступил на военную службу, служил в лейб-гвардии Измайловском полку, отвечал за охрану Екатерины II во время ее поездки в Крым в 1780 году. Оставив военную службу, поступил на службу в псковский гражданский суд, затем был переведен в Санкт-Петербургскую Казенную палату. Ему довелось также работать при Г.Р.Державине, который состоял секретарем для доклада по сенатским мемориям при Екатерине II: здесь он получил должность правителя канцелярии, затем был определен секретарем в Сенат, где вскоре назначен обер-секретарем Сената. В 1794 году Н.П. Резанов по поручению фаворита Екатерины II.П.Зубова был направлен в Иркутск вместе с духовной миссией архимандрита Иосифа, где познакомился с основателем первых русских поселений на Аляске Г.И.Шелиховым. С этого момента судьба Резанова тесно связана с Русской Америкой. После скорой смерти Шелихова Резанов, второй зять Шелихова - М,М.Булдаков и вдова Шелихова Наталья Алексеевна основывают Объединенную Американскую Компанию, которая стараниями Резанова в 1799 году преобразовывается в Российско-Американскую Компанию. Резанов становится представителем компании в Санкт- Петербурге. Резанов был женат на дочери Шелихова Анне, у них появились дети - сын Петр и дочь Ольга, однако вскоре после рождения дочери Анна Григорьевна умерла. В эту тяжелую для Резанова пору император Александр I предложил ему принять участие в готовящейся первой кругосветной экспедиции под руководством Крузенштерна и Лисянского и дипломатической миссии в Японии, которая все еще проводила политику «самоизоляции». После шестимесячного пребывания в Японии в 1805-1806 годах возвращаться в Россию Резанов должен был сушей, через Сибирь, предварительно посетив с инспекторской проверкой Русскую Америку. На шхунах «Юнона» и «Авось» он побывал на островах Уналашке, Кадьяке, в русской и испанской Калифорнии. Здесь он познакомился с дочерью испанского коменданта Сан-Франциско Марией Консепсьон де Аргуэльо. Между ними вспыхнула романтическая любовь. Они тайно обручаются, и Резанов спешит в Россию, чтобы получить благословение на брак. По дороге он заболел и, добравшись лишь до Красноярска, 14 марта 1807 года скончался. Был погребен при соборной Воскресенской церкви, в 1932 году прах перезахоронен на Троицком кладбище. Невеста много лет ждала своего возлюбленного, не зная, что он нашел свой последний приют в Сибири. Узнав же о его смерти, донна Консепсьон посвятила себя благотворительности. В Новой Калифорнии ее называли La Beata (Благословенная).
В начале 1840-х годов донна Консепсьон поступила в третий Орден Белого Духовенства. После основания в 1851 году конвента (монастыря) Св.Доминика она приняла монашеский сан под именем Мария Доминга. Вместе с монастырем переехала в Беницию, где и встретила свою смерть в январе 1857 года. Ее тело было захоронено на кладбище монастыря, а в 1897 году перенесено на специальное кладбище Ордена Святого Доминика. Этот романтический период послужил мотивом для создания поэтом Андреем Вознесенским и композитором Алексеем Рыбниковым знаменитой рок-оперы «Юнона» и «Авось». Почти через два века все-таки произошел символический акт воссоединения возлюбленных. 28 октября 2000 года на Троицком кладбище Красноярска на могиле Резанова состоялась панихида и открытие памятника. Надгробие представляет собой белый крест, на одной стороне которого надпись «Николай Петрович Резанов - 1764-1807 - Я тебя никогда не забуду…», на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо - 1791-1857 - Я тебя никогда не увижу….». На панихиде присутствовал шериф города Монтеррей (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Марии, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Марии Консепсьон де Аргуэльо.

113 лет назад (1893) родилась Мэри ПИКФОРД, американская киноактриса, продюсер
     Родилась в Канаде. Настоящее имя - Глэдис Мэри Смит. Актерскую карьеру начала с пятилетнего возраста в театре. В 1909 году дебютировала в кино у Дейвида Уорка Гриффита, благодаря которому сформировался ее экранный образ девочки-ангелочка с белокурыми локонами и доверчивым взглядом. Она была воплощением викторианских добродетелей, но при этом обладала мягким юмором и природным обаянием. На экране сама танцевала, стреляла, скакала верхом, плавала. Мэри Пикфорд можно назвать первой кинозвездой. Зрители искали ее на афишах под псевдонимом «Золотые локоны», чтобы вновь и вновь видеть актрису в разных вариантах «Золушки», дождавшейся к финалу своего счастья. Особенной популярностью пользовалась в фильмах «Нью-йоркская шляпка», «Бедная маленькая богачка», «Маленькая принцесса». Ни ей, ни зрителям не хотелось расставаться с подобными персонажами, и Пикфорд  уже в зрелом возрасте продолжала оставаться инженю (в зените славы она сыграла свои лучшие роли этого плана в «Полианне» (1920) и «Маленьком лорде Фаунтлерое» (1921). Только создав вместе с мужем Дугласом Фэрбенксом, а также с Дейвидом Гриффитом и Чарльзом Чаплином собственную студию «Юнайтед Артистс», она постепенно перешла на взрослые роли. Хотя за свою первую звуковую ленту «Кокетка» (1929)  Пикфорд  удостоилась «Оскара», актриса чувствовала себя в новом амплуа неуютно. В 1932 году она предприняла попытку создать образ современницы, но попытка не удалась, как не удался и ее последний фильм «Секреты» (1933). В возрасте сорока лет Пикфорд ушла из кино. Еще в 1927 году она приезжала в Советский Союз: ажиотаж, сопутствовавший визиту, увековечен в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд», где она оказалась в кадре с Игорем Ильинским. Историю своей жизни актриса описала в автобиографической книге «Свет и тень» (1955). Вторую половину жизни прожила вдали от людей, некогда наградивших ее титулом «Возлюбленная Америки». В 1970 году Пикфорд подарила Американскому институту кино 50 немых лент со своим участием. За три года до смерти, будучи уже 83-летней,  Пикфорд  была отмечена специальной премией «Оскар» за карьеру.

87 лет назад (1920) Декретом ВЦИК учреждена новая боевая награда - Почетное революционное оружие
     Традиция награждения особо отличившихся в боевых действиях Золотым оружием сохранилась и после Октябрьского переворота. Почетное революционное оружие, или, как его обычно называли в годы гражданской войны, Золотое оружие, было в период 1919-1930 годов самой высокой наградой. Присуждалось оно исключительно высшему командному составу Красной Армии за особые боевые отличия. Право присуждения Золотого оружия принадлежало ВЦИК, его Президиуму и Революционному Военному Совету Республики (РВСР). Первые награждения Почетным революционным оружием состоялись до его официального утверждения декретом ВЦИК от 8 апреля 1920 года. 8 августа 1919 года Президиум ВЦИК наградил Золотым оружием Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики Сергея Каменева за боевые заслуги и организаторский талант, и командарма Василия Шорина - за боевые заслуги, проявленные в боях против сил Колчака. Третьим кавалером стал командир конного корпуса Семен Буденный (20 ноября 1919 года), четвертым получил оружие командующий 5-й армией Михаил Тухачевский (17 декабря 1919 года). После декрета об учреждении Боевого золотого оружия им были награждены еще 16 видных военачальников гражданской войны. Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 года было учреждено общесоюзное Почетное революционное оружие: шашка (кортик) с вызолоченным эфесом и наложенным на эфес орденом Красного Знамени, револьвер с прикрепленным к его рукоятке орденом Красного Знамени и серебряной накладкой с надписью: «Честному воину РККА от ЦИК Союза ССР 19.... г.». В дальнейшем в связи с учреждением в 1934 году звания Героя Советского Союза награждение Почетным революционным оружием не производилось.

Пабло Пикассо33 года назад (1973) умер Пабло ПИКАССО, французский художник (испанец по происхождению), автор знаменитых полотен «Герника», «Девочка на шаре», рисунка «Голубь мира»
     Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии  Пикассо Лопес. В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери вместо распространенной Руис. Он был одаренным ребенком и уже в четырнадцать лет поступил в Школу изящных искусств в Барселоне, за один день выполнив экзаменационную работу, на которую давался месяц. Учился в Королевской академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В 1899 году Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе «Четыре кота», в котором собирались художники и литераторы. Годы с 1901 по 1904 в творческой биографии художника получили название «голубого периода» из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности. В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. В 1904 году Пикассо  поселился в Париже на улице Равиньон, в знаменитом доме Бато-Лавуар («Плавучая прачечная»), где жили многие художники. В 1904 году он познакомился с Фернандой Оливье, ставшей его возлюбленной и вдохновительницей его искусства. В 1905 году «голубой период» сменяется «розовым». До этого момента жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось, когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. Это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее. В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. В том же году один из наиболее проницательных наших искусствоведов Яков Тугендхольд отмечал трагическое начало, присущее творчеству Пикассо, «этого бесстрашного Дон Кихота, странствующего рыцаря, занятого поиском абсолюта». Сергей Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для Русских сезонов самые громкие имена, впервые пригласил Пикассо оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати в постановке Леонида Мясина. Работа с русскими балетами чрезвычайно способствовала известности художника и, по мнению искусствоведов, обогатила его талант. Пикассо прожил долгую и плодотворную жизнь. Когда в 1973 году художник умер в возрасте 91 года, после него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков, конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся обстановку и важнейшие проблемы века.

36 лет назад (1970) на атомной подводной лодке К-8 при пожаре в Бискайском заливе погибли 52 человека
     8 апреля 1970 года, при возвращении с боевой службы в Средиземном море, в  Бискайском заливе, на атомной подводной лодке (АПЛ) 627А проекта К-8 произошел  пожар. Лодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось, сработала аварийная защита реакторов, но дизельные генераторы из-за неисправностей использовать не получилось. Попытки спасти лодку продолжались четыре дня, но 12 апреля К-8 погибла. Часть экипажа была эвакуирована на подошедшие корабли и суда, но 52 человека  вместе с командиром подлодки, капитаном II ранга Всеволодом Бессоновым остались навечно на глубине 4680 метров. Основная причина гибели подводной лодки К-8 - «потеря запаса плавучести и продольной устойчивости». Это была первая катастрофа атомной подводной лодки Военно-Морского флота СССР, факт гибели которой хранился более 20 лет. В городе Островном Мурманской области, в пункте базирования, из которого подводная лодка уходила на боевую службу, установлен памятник АПЛ, на котором выбиты имена всех погибших на ней подводников. Ежегодно 12 апреля, в день гибели лодки, около обелиска проходят торжественно-траурные мероприятия. Две улицы города Островного названы именами командира подлодки Всеволода Бессонова и бортового врача Алексея Соловья.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала