Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий – РИА Новости.
Политсовет блока «Наша Украина» принял решение создать рабочую группу для проведения переговоров о формировании коалиции с Блоком Юлии Тимошенко и Социалистической партией Александра Мороза. Представители пропрезидентской партии Украины выдвигают три темы для переговоров в очередном порядке: вопрос о портфелях стоит на третьем, последнем месте. На первый взгляд, вопрос о воссоединении «оранжевых» почти решен. Однако в действительности ситуация вокруг переговоров «Нашей Украины», БЮТ и Соцпартии почти не изменилась с момента выборов: речь идет лишь о протоколе о намерениях. Сама Юлия Тимошенко уже заявила, что принятый документ стал очередной попыткой затянуть процесс. Не исключено, что в действительности «Наша Украина» пытается оказать давление на Партию регионов, выдвинувшую на переговорах о коалиции непомерные требования.
Протокол никак не меняет положение вокруг возможного объединения «оранжевых». Не удовлетворено ни одно из принципиальных требований Тимошенко. Во-вторых, лидер БЮТ настаивала на том, чтобы переговоры вел лично президент Виктор Ющенко. Однако президент заявил, что готов встретиться лишь с лидером созданной коалиции. Иными словами, президент вообще отказался говорить с Тимошенко о союзе. Главным переговорщиком остался Юрий Ехануров, который два месяца назад был отправлен в отставку Верховной Радой, в том числе, и фракцией БЮТ. Более того, за несколько дней до парламентских выборов Ехануров заявил, что Тимошенко никогда не стать премьер-министром. Во-вторых, Тимошенко настаивала на том, чтобы «Наша Украина» признала принцип, по которому победитель среди оранжевых сил выдвигает кандидатуру премьер-министра. Принцип на прошлой неделе был отвергнут президентом, обвинившем его авторов чуть ли не в нарушении Конституции. Наконец, в-третьих, Тимошенко настаивает на том, что сначала надо подписать меморандум о создании коалиции, где будет зафиксировано де-факто ее право на пост главы кабинета министра, и только затем обсуждать принципы и программы коалиции.
В принятом политсоветом «Нашей Украиной» протоколе все выглядит совсем наоборот. В нем указано, что в ходе переговоров с БЮТ и Соцпартией рабочая группа выработает некий документ, в котором будут отражены программные задачи коалиции, организационные задачи коалиции и раздел сфер влияния. До тех пор пока не будут согласованы первые две темы, разговоры по кадровым вопросам вестись с Юлией Тимошенко не будут. Лидер БЮТ и лидер Соцпартии Александр Мороз сразу же собрали пресс-конференцию, на которой объявили о неприемлемости протокола. Они обратились к Виктору Ющенко с призывом как можно скорее подписать меморандум о создании коалиции, где место премьера отводится именно Тимошенко.
Но тем временем, уже известно, что переговоры о кадровом составе будущего правительства активно ведутся с Партией регионов Виктора Януковича. Более того, вопросы идеологической совместимости бывших конкурентов вообще не актуален. Переговорный процесс носит прагматичный характер: Януковичу нужны определенные посты в правительстве, политические гарантии для близкого к партии бизнеса и политическая неприкосновенность для партфункционеров. Ющенко же нужно сохранить контроль над правительством после вступления в силу конституционной реформы.
Однако переговоры как раз к моменту подготовки протокола «Нашей Украины» зашли в тупик. Как следует из опубликованного на сайте Партии регионов документа под названием «Концептуальные основы соглашения о создании коалиции депутатских фракций», партия Януковича будет претендовать на должности премьер-министра, первого вице-премьера и вице-премьера по вопросам ТЭКа. Также регионалы рассчитывают получить портфели в министерствах и ведомствах, деятельность которых имеет бюджетообразующее и системообразующее для социально-экономической сферы значение и обеспечивает реализацию программы партии.
Здесь же есть очень выгодная для Виктора Ющенко оговорка: «приемлемо отступление от принципа пропорциональности в случае, если участники коалиции соглашаются, что профессиональные качества определенного кандидата на определенную должность преобладают над необходимостью соблюдения принципа пропорциональности». Иными словами, если Ющенко предложит Партии регионов очень профессиональную и авторитетную фигуру на пост премьера, то партия регионов выражает готовность пожертвовать своими амбициями ради блага страны (это как раз формула, позволяющая Януковичу сохранить лицо при утверждении на пост премьера человека Ющенко).
В документе также отмечается, что Партия регионов будет рекомендовать президенту назначить на должности министра иностранных дел, министра обороны, секретаря Совета национальной безопасности и обороны специалистов, которые не принадлежат к ни одной политической силы. На этом список предложений Партии регионов не заканчивается: Янукович считает, что коалиция с «Нашей Украиной» должна контролировать и руководящие посты в парламенте.
Судя по всему, Партия регионов предложила действительно слишком большую цену за союз с «Нашей Украиной», что, в общем, и неудивительно – партия получила 32%, в то время как партия Ющенко всего 14%. Ющенко никогда не согласится с назначением представителя Партии регионов премьером.
Принятие нынешнего протокола оказалось как нельзя кстати: это позволит несколько снизить «цену» поддержки «чужого» премьера со стороны Януковича. Однако нельзя забывать, что и Тимошенко не хочет оставаться в оппозиции: для Ющенко в действительности идеальным вариантом является восстановление «оранжевой коалиции», но при управляемом премьере.
Главным аргументом Виктора Ющенко в пользу того или иного партнера по коалиции с «Нашей Украиной», является возможность минимизации последствий конституционной реформы: правительство, по мнению президента, должно оставаться в подчинении главы государства.
Партия регионов же заинтересована не столько в том, чтобы лишить Ющенко основных рычагов управления, сколько в том, чтобы сделать его от себя зависимым. А Юлии Тимошенко нужна реальная власть, при которой Ющенко теряет рычаги управления, а конституционная реформа де-факто начинает работать. В данном случае, грубо говоря, выбор президента заключается либо в потере политического лица, но сохранении власти, либо в сохранении лица, но потери власти. Однако во втором случае в перспективе Ющенко может лишиться как лица, так и власти: резкий рост конфликтности внутри системы исполнительной власти, актуализация раскола страны по географическому принципу, разочарования инвесторов и ухудшение макроэкономических показателей при росте популярности премьера Тимошенко может поставить крест и на политическом будущем Ющенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции