Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Не все результаты фундаментальных научных исследований порождают технологии, но абсолютно все современные технологии базируются на фундаментальных научных исследованиях. Значительную роль в этом процессе играют и фундаментальные науки, изучающие Вселенную. Достаточно вспомнить, что гелий был открыт на Солнце и только потом обнаружен на Земле. А для ядерной физики некоторые объекты во Вселенной являются естественной лабораторией, где сама природа ставит эксперименты, которые невозможно воспроизвести в земных условиях.
Исходя из этого, в Федеральной космической программе России на период 2006-2015 гг. запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Среди них полномасштабные космические проекты, в рамках которых должны быть созданы специализированные космические аппараты, снабженные целевыми комплексами научной аппаратуры. Кроме того, будет практиковаться дополнительная установка комплексов научной аппаратуры на отечественные космические аппараты, предназначенные для решения народно-хозяйственных задач, а также установка отечественной научной аппаратуры на зарубежные космические аппараты научного назначения.
Отметим, что технологической особенностью научных космических аппаратов станет максимальное использование унифицированных платформ для размещения полезной нагрузки, в частности, для дистанционного зондирования земной поверхности и связи. Такая технология позволяет в короткие сроки и с минимальными затратами адаптировать платформы для использования в составе различных спутниковых систем. Подобная платформа разрабатывается в НПО им. Лавочкина в рамках программы «Фобос-Грунт».
Кроме того, в этом объединении уже разработали за счет внебюджетных средств унифицированную платформу для малогабаритных космических аппаратов, которые предполагается запустить в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 гг. С помощью малых спутников ученые надеются получить результаты исследований солнечно-земных связей, наблюдений малых тел Солнечной системы и экспериментов в области астрофизики.
Зачем нужны астрофизические исследования? Они позволяют получить уникальные данные об очень отдаленных космологических объектах, и о событиях, происшедших в период зарождения звезд и галактик. Это, в свою очередь, предоставляет возможность осуществить глубокий прорыв в исследовании фундаментальных свойств материи, и получить новую информацию в области ядерной и квантовой физики, теории относительности, проблем пространства - времени и т.п.
Нельзя не упомянуть и международный астрофизический проект - Всемирная космическая обсерватория «Спектр», которую предполагают вывести в космос в 2011 г.
Надо сказать, что серия астрофизических проектов "Спектр" была задумана еще в советские времена. Если бы программа была реализована в 1990-е годы, как это изначально задумывалось, то сегодня российская наука занимала бы самые передовые позиции в мире в области внеатмосферной астрономии. В частности, обсерваторию планировали запустить в 1997 г. Однако этот и многие другие проекты осуществить не удалось из-за обвального, в десятки раз, сокращения финансирования научных исследований в новой России.
В последние годы ситуация стала заметно меняться к лучшему. В 2005 г. денег на научный космос было выделено почти на треть больше, чем годом раньше. В 2006 г. их объем должен еще увеличиться, и вывод обсерватории «Спектр» на орбиту в 2011 г. выглядит вполне реально.
Сегодня в НПО им. Лавочкина ускоренными темпами разрабатывается для обсерватории космическая платформа "Навигатор". Она будет базовой и для других астрофизических проектов – «Радиоастрон» и «Рентген-Гамма».
Масса платформы почти в три раза меньше, чем у создаваемой в 1990-х годах универсальной базовой обсерватории «Спектр» (2,5 т). Вывести ее на орбиту со всем комплексом научной аппаратуры мог только тяжелый и очень дорогой «Протон». Обсерватории на базе «Навигатора» будут запускаться значительно более дешевой ракетой-носителем среднего класса «Союз-2».
Высокую экспертную оценку проекту дали специалисты Европейского космического агентства. Американские ученые честно сказали, что они не смогут участвовать в программе, которая в известной степени конкурирует с их национальными исследованиями (им это просто никто не разрешит), хотя и оценивают ее положительно.
И последнее, но, по сути, - первое. «Нельзя забывать о том, что в XXI веке неизбежно последуют пилотируемые полеты к ближайшим телам Солнечной системы», - читаем на официальном сайте Роскосмоса. В этой связи изучение воздействия невесомости на живые организмы и физиологических механизмов, адаптации к ней в космических полетах, а также изучение комбинированного действия невесомости и других факторов имеют огромное значение для длительных полетов человека.
Проблемой адаптации человеческого организма к условиям космоса российские ученые занимались еще на заре орбитальных космических комплексов, в частности, на станции «Мир». Позже в рамках программы «Бион» влияние различных условий на человеческий организм рассматривался уже на клеточном уровне.
Использование низших организмов для проведения медико-биологических экспери-ментов (в отличие от экспериментов на человеке) предоставляет возможность более жесткой их постановки, включая последующее препарирование использованного биологического ма-териала. Исследования внутриклеточных процессов, клеток, тканей, органов и организмов в целом на автоматических космических аппаратах серии принесли очень важные результаты. Были получены данные об отсутствии серьезных биологических ограничений продолжительности пребывания живых организмов и человека в условиях космического полета. Показана перспективность применения искусственной силы тяжести для поддержания оптимального состояния организма и предотвращения в нем необратимых изменений. Найдены доказательства необходимости строго дифференцированного подхода к созданию тренажеров для различных мышц и мышечных групп человека.
Новая Федеральная космическая программа планирует в 2010, 2013 и 2016 годах запуски космических аппаратов серии «Бион-М». Этот космический комплекс призван обеспечить исследование параметров физиологического состояния биологических объектов под воздействием факторов космического пространства в течение орбитального полета до 45 суток с целью эффективно проанализировать медико–биологические последствия длительных пилотируемых полетов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции