51 год назад (1955) умер Чарли ПАРКЕР (родился в 1920 году), выдающийся американский джазовый музыкант (альт-саксофон)
Чарли Паркер - один из немногих артистов, которого при жизни называли гением, имя которого было и остается легендарным. Альт-саксофон Чарли Паркера стал самым выразительным голосом современного джаза, в каждой своей ноте идущим из глубины души. Чарли Паркер родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити. Учился в школе, где был большой оркестр, и первые музыкальные впечатления Чарлза связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт-саксофоне. Мать купила ему инструмент, и к 15-ти годам Паркер уже стал концертирующим музыкантом. Он вносил новаторские идеи в джаз, а позже, вместе с другими музыкантами, создал стиль би-боп, в котором классическая форма строгих вариаций достигла своей высшей ступени. С 1937 по 1942 год Паркер был членом оркестра, которым руководил Джок Мак-Шенн, а затем, ведя полуголодное существование, продолжал играть свою музыку в разных нью-йорских клубах. В 1950 году сделал записи с большим струнным оркестром. Это стало единственным крупным финансовым успехом в жизни музыканта. Паркер никогда не был доволен собой, никогда не знал, что ответить на вопрос: какая из его пластинок самая лучшая? Любимыми музыкантами Паркера были Брамс, Хиндемит, Стравинский, но более всего он преклонялся перед творчеством поэта Омара Хайяма. Умер Чарли Паркер 12 марта 1955 года от сердечного приступа. Ему было всего 34 года.
День работников геодезии и картографии
Во второе воскресенье марта геодезисты и картографы России отмечают свой профессиональный праздник - День работников геодезии и картографии России, установленный Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 2000 года. Первые планы и описания русских земель появились еще в ХIV веке. На Руси карты (чертежи) считали необходимым документом на землевладение. Такого рода чертежи наносились на лубок - кору березы. В ХV веке в результате политики создания единого русского государства появилась потребность в землеизмерительных работах для изучения территории страны, особенно в тех ее частях, которые приобретали важное хозяйственное и военное значение. Со второй половины ХV века в России стали проводиться систематические описания земель. В 1497 году составлен «Чертеж московских земель», геометрически характеризовавший новое государство. На основании архивных данных известно, что в конце ХV века началось картографирование отдельных районов Московского государства. В 1525 году путешественник Дмитрий Герасимов по описаниям и опросам составил «Писцовую карту России», а затем появилась и карта Русского государства. В период правления Ивана Грозного (1530-1584) было составлено первое руководство по геодезии, называвшееся «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем ... глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри». В архивах Ивана IV было несколько ящиков чертежей и перечень 248 карт. В 1649 году впервые появляются межевые законы, в основном определяющие порядок межевания. Все межевые законы были собраны в «Соборном Уложении». Результаты описания земель заносились в писцовые книги. В XVI-XVII веках происходило укрепление могущества России, совершались выдающиеся географические открытия. Ими интересовались европейские географы, картографы, этнографы, историки. По русским чертежам исправлялись географические карты, составленные европейскими картографами. Эти карты были первыми сколько-нибудь удовлетворительными генеральными картами России. История правильной русской картографии началась со времен Петра I. В марте 1720 года он подписал указ, положивший начало картографической съемке в России. Царь посылал для съемок геодезистов и морских офицеров и выписывал из-за границы для издания карт граверов. Картографические материалы в его время собирались в Сенат. Благодаря секретарю Сената И.Кирилову в 1745 году был издан первый русский географический атлас из 19 карт. Позже составление и издание карт перешло в Академию наук. В эпоху Екатерины II академиками-путешественниками было собрано множество картографических данных, был создан более подробный атлас. При Павле I составление карт перешло в военное ведомство, при Александре I было приурочено к Главному штабу, при котором в 1822 году был учрежден корпус военных топографов. После основания Пулковской обсерватории при Николае I в области геодезии и картографии были сделаны значительные успехи (измерена дуга меридиана от Лапландии до устьев Дуная, составлена 3-верстная топографическая карта западных губерний). При Александре II была издана 10-верстная карта европейской России, а также ряд карт по азиатской России (Кавказу, Средней Азии). С этого же времени в России возникла и частная картографическая деятельность. Вопрос о централизации геодезических и картографических работ обсуждался еще в XIX веке, поскольку отсутствие единства и системы в этих работах, выполняемых разрозненно, приводило к непроизводительной трате времени, сил и средств. Только 15 марта 1919 года декретом Совета Народных Комиссаров было учреждено Высшее Геодезическое Управление (ВГУ), деятельность которого распространялась на все области РСФСР. После неоднократных реорганизаций и переподчинений 10 мая 1967 года было образовано Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. В 1991 году было учреждено Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров РСФСР (Главкартография РСФСР), на которое возлагалось осуществление геодезической и картографической деятельности государственного значения на территории России. В соответствии с Указом президента РСФСР от 28 ноября 1991 года Главкартография РСФСР перешла в ведомственное подчинение Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в качестве Комитета по геодезии и картографии. 12 января 1992 года Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР был упразднен и на его базе образован Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В сентябре 1992 года Комитет был реорганизован в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу геодезии и картографии России
66 лет назад (1940) между СССР и Финляндией подписан мирный договор, завершивший советско-финляндскую войну 1939-1940 годов
Эта война вошла в историю как советско-финская кампания, или «зимняя» война. Твардовский назвал ее «незнаменитой». Она продолжалась 105 дней и завершилась Московским мирным договором 12 марта 1940 года. Атмосфера секретности на долгие годы скрыла историческую истину о событиях этой войны. Ее причины, ход и последствия до сих пор обсуждаются историками и ветеранами, исторические проблемы взаимоотношений с нашим ближайшим северным соседом остаются предметом внимания общественности. В результате этой войны была изменена граница между нашими странами - Советскому Союзу отошли Северное Приладожье, весь Карельский перешеек с городом Выборгом. В российской историографии и школьных учебниках вопрос о начале «зимней» войны трактуется теперь (хотя и с большим опозданием) в соответствии с исторической правдой: не как нападение Финляндии на СССР, а как начало военных действий Красной Армии. Ветеранские организации обеих стран ведут совместный поиск и увековечение памяти павших солдат.
60 лет назад (1946) родилась Лайза МИННЕЛЛИ, американская актриса и певица
Лайза Минелли родилась 12 марта 1946 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Дочь прославленной американской актрисы Джуди Гарленд и кинорежиссера Винченте Миннелли. «От матери я получила неиссякаемый запас энергии, а от отца - мечтательность», - признавалась Лайза. Родители Лайзы развелись, когда ей было 16 лет. Детство ее прошло в киностудии «Метро Голдин Мейер». Свою первую роль в кино Лайза сыграла, когда ей было три года (снялась в массовке фильма «Одним прекрасным летом давным-давно»). С детского возраста выступала с матерью в концертах в Нью-Йорке. Первый сценический успех пришел после роли в спектакле «Best Foot Forward» в 1963 году. В этом же году начала сниматься на телевидении.В 1964 году стала выступать вместе с матерью в лондонском театре «Палладиум». С 1964 года гастролировала по Европе и США. В 1966 году дебютировала в кино в фильме «Чарли Бабблз». В 23 года была впервые номинирована на «Оскар» за роль в фильме «Стерильная кукушка». В 1972 году сыграла самую знаменитую свою роль - Салли Боулз в фильме режиссера Боба Фосса «Кабаре». Новаторский мюзикл Б.Фосса не только стал пиком ее карьеры в кино, но и, возможно, лучшей женской ролью мирового кино 1970-х годов. Героиня, гедонистка из немецкого кабаре веймарской Германии Салли Боулз, поражала причудливой смесью наивности и жизнелюбия, нежности и угловатости. Песни из этого кинохита, удостоенного восьми «Оскаров» (в том числе и Лайзе) - «Жизнь - это кабаре», «Деньги, деньги...» вошли в «золотой фонд» джазовой и поп-музыки. А сама Лайза стала символом американского мюзикла. Всего Лайза Миннелли снялась в 17 фильмах, среди них - «Лаки леди», «Стерил Кукко», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Артур» и «Артур-2», «Полицейский по найму», «Выход на сцену», «Параллельные жизни», «Это покажет время», «Немое кино». Записала несколько дисков. Участвовала в записи компакт-диска Фрэнка Синатры «Duets», выступала в собственном шоу на Бродвее. Награждена тремя театральными премиями «Тони» (за мюзиклы), двумя «Золотыми глобусами» (премия Гильдии американских кинокритиков), «Грэмми» (приз Академии звукозаписи) за дебютный альбом «Лайза, Лайза», премией «Эмми» (за телевизионное шоу «Лайза через «з»). Дважды удостаивалась итальянской премии «Давид ди Донателло». В 1991 году звезда с ее именем появилась на Бульваре славы в Голливуде, где так отмечаются заслуги ведущих кинозвезд США и всего мира.
66 лет назад (1940) родился Григорий Израилевич ГОРИН (умер в 2000 году), российский сценарист, драматург
Григорий Горин вошел в литературу в 60-е годы ХХ века. Еще с детства писал сценки, рассказы, фельетоны на школьные темы, стихи. Его заметил Самуил Маршак, который сказал, что мальчик, когда вырастет, может стать сатириком, и его предсказание сбылось. Первая публикация Горина появилась в 1960 году на шестнадцатой странице «Литературной газеты», которая по традиции отводилась сатире и юмору. Первый рассказ Григорий Горин опубликовал в журнале «Юность» еще будучи студентом медицинского института. Успех пришел быстро и надолго. Его произведения звучали в популярных юмористических передачах по радио, где он работал младшим редактором редакции сатиры и юмора, артисты, выступающие с эстрады, обязательно читали что-нибудь «из Горина». В 1966 году Горин решил попробовать себя в драматургии и вместе с Аркадием Аркановым написал комедию «Свадьба на всю Европу», затем «Кот домашний средней пушистости», «Маленькие комедии большого дома», «Банкет». В 1970 году в Театре Советской Армии состоялась премьера его пьесы «Забыть Герострата», которая долгое время шла на этой сцене с неослабевающим успехом. Почти 25 лет Григорий Горин сотрудничал с Театром «Ленком», совместно с Марком Захаровым были написаны многие сценарии. Любимые народом пьесы Горина - такие, как «Забыть Герострата», «Чума на оба ваши дома», «Тиль» - поставлены во многих российских и зарубежных театрах. Горин написал сценарии к популярным кинофильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «О бедном гусаре замолвите слово», «Убить дракона». Григорий Горин скоропостижно скончался 15 июня 2000 года. В день его похорон, 19 июня, из печати вышел сигнальный экземпляр шестого тома «Антологии сатиры и юмора России ХХ века», в которую вошло все лучшее , что было написано драматургом за всю жизнь, в том числе и последняя пьеса «Шут Балакирев». Свои пьесы сам Горин называл комическими фантазиями. Люди в них и смешны, и трагичны. Кажется, что Григорий Горин сам обладал всеми чертами своих симпатичных героев - такой же добрый, как сказочник из фильма «Обыкновенное чудо», правдивый, как Мюнхгаузен... В его уста он вложил слова, ставшие девизом всей его жизни: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо это еще не признак ума, господа! Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь....».