Вопрос: Постоянный совет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) принял решение о продлении мандата директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) К.Штрохала. О чем конкретно идет речь?
Ответ: Мы удовлетворены тем, что закончился период неопределенности вокруг вопроса о назначении главы БДИПЧ. В итоге интенсивных переговоров удалось выйти на консенсусное решение.
Первоначальные полномочия К.Штрохала истекли 28 февраля с.г. Постсовет ОБСЕ после достаточно продолжительных и трудных обсуждений решил продлить их на два года – до 28 февраля 2008 года. Если до этого момента Совет министров ОБСЕ не произведет новое назначение на этот пост (оно должно быть сделано заблаговременно на конкурсной основе), К.Штрохал продолжит выполнять директорские функции в качестве исполняющего обязанности, но в любом случае, как это зафиксировано в решении, не далее чем до 30 июня 2008 г.
Вопрос: Судя по сказанному Вами, данное решение является итогом непростого компромисса. В чем состояла российская позиция?
Ответ: Ряд наших партнеров весьма настойчиво добивался, я бы даже сказал “продавливал” чуть ли не автоматическое продление трехлетнего мандата нынешнего директора БДИПЧ, причем вновь на трехлетний период и на безальтернативной основе. В условиях, когда работа БДИПЧ вызывает серьезные нарекания, прежде всего в сфере наблюдения за выборами (недавно мы говорили об этом в связи с предстоящими президентскими выборами в Белоруссии), мы такой шаг сочли неуместным и заявили об этом вполне определенно.
Задачей БДИПЧ является развитие демократических стандартов. Один из них – состязательность при выборах на руководящие политические посты. Очевидно, что такое правило должно распространяться и на само Бюро. Раз уж ему предписано заниматься продвижением норм демократии, оно должно быть безупречным с точки зрения их соблюдения. Одним словом, отсутствие состязательности при замещении поста директора БДИПЧ является абсолютно ненормальным.
Кроме того, “автоматическое” повторение мандата директора БДИПЧ прямо противоречило бы принятой саммитом СБСЕ в 1990 году Парижской хартии для новой Европы, в дополнительном документе к которой зафиксировано, что “Директором каждого института ОБСЕ будет сотрудник старшего ранга, командированный его правительством и назначенный Советом на трехлетний, не подлежащий продлению срок, на основе ротации”. В прошлом, к сожалению, ОБСЕ на практике отходила от этого правила, но, согласитесь, делать вид, будто бы оно вообще не существует, было бы странным. Полностью проигнорировать указанное положение Парижской хартии значило бы согласиться, что ОБСЕ как оставалась, так и остается организацией, действующей без правил или правила которой применяются выборочно в угоду специфическим интересам отдельных государств или групп государств.
Тем не менее, российская сторона сочла возможным дать согласие на упомянутый компромиссный вариант, стремясь учесть мнения партнеров и исходя из необходимости обеспечить последовательность в выполнении решения Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне (5-6 декабря 2005 г.) “О повышении эффективности ОБСЕ” в части, касающейся корректировки деятельности БДИПЧ. Ожидаем от руководства БДИПЧ и лично К.Штрохала во время его дальнейшего пребывания на данном посту энергичных и последовательных усилий на этом направлении.
Надеемся, что, как это и должно быть, не менее чем за два месяца до истечения новых полномочий директора БДИПЧ будет объявлен конкурс на замещение занимаемой им должности, а весь процесс отбора будет осуществляться на основе состязательности и полной транспарентности.
Вопрос: По ходу обсуждения в Вене вопроса о полномочиях К.Штрохала были и спекуляции о том, будто бы российская сторона руководствуется стремлением “обезглавить” БДИПЧ на период конца 2007 – первую половину 2008 года, то есть на период избирательных кампаний в России. Что Вы скажете по этому поводу?
Ответ: Действительно, такие “опасения” в виде неофициальных сигналов до нас доводились. Они представляют собой сочетание надуманных страхов и неизжитых, к сожалению, стереотипов негативного восприятия любых наших шагов и действий, не укладывающихся в русло представлений, весьма упрощенных, о нашей внутренней и внешней политике.
Мотивы, как я уже говорил, у нас были и остаются иного, принципиального свойства – в самой ОБСЕ, ее структурах и институтах должны соблюдаться демократические стандарты, под которыми подписались ее государства-участники.