Геннадий Евстафьев, генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке – РИА Новости.
Из Соединённых Штатов пришло сообщение о внезапной отставке руководителя Антитеррористического Центра Центрального разведывательного управления Роберта Гренье. Само по себе это событие было бы заурядным, если бы не ряд обстоятельств, которые озаботили российских специалистов по проблемам борьбы с международным терроризмом.
Известно, что после создания в августе 2004 года Национального центра по борьбе с терроризмом этот Центр внутри ЦРУ, как, впрочем, и само это ведомство в администрации, серьёзно потеряли во влиянии. Однако ЦРУ, тем не менее, остаётся одним из главных практических инструментов разведсообщества США в борьбе с мировым террористическим подпольем. В свою очередь, совместное противодействие международному терроризму является одной из немногих областей, где продолжается достаточно эффективное сотрудничество между Россией и Соединёнными Штатами. И по этой причине всем нам небезразлично, в каком состоянии сейчас находится один из важных механизмов этого сотрудничества у наших партнёров.
Во-первых, это уже третий руководитель Антитеррористического центра, и такая текучка в составе руководителей вряд ли идёт на пользу дела.
Во-вторых, американская пресса полна утверждений о том, что из центра имеют место серьёзные утечки важной информации, и директор ЦРУ даже назначил служебное расследование по этому поводу. Для партнёров США это крайне чувствительный вопрос, и им хотелось бы получить определённые подтверждения, что утечки не затрагивают передаваемой ими информации, и американские спецслужбы к получаемой от них информации относятся с максимальной осторожностью.
И, в третьих, хотелось бы надеяться, что постоянные перестройки в американском разведсообществе на этом направлении не приведут к большому оттоку настоящих профессионалов и знатоков мирового террористического интернационала.
Является секретом Полишинеля тот факт, что спецслужбы США, особенно те подразделения, которые занимаются проблемами ближневосточного и ряда других ключевых регионов, выполняя политические установки вашингтонских консерваторов, попали в трудное положение и допустили целый ряд крупных просчётов в оценке перспектив развития ситуации, прежде всего в исламском мире.
Это, вроде бы, в принципе не наше дело. Но если правда, что Роберт Гренье уволен за недостаточную «агрессивность» в проведении оперативной деятельности против террористов, то это вызывает сложные чувства.
Мы за активную совместную борьбу с международным терроризмом. Конечно, мы не можем принять такие факты, как создание на территории ряда стран, в том числе в Западной Европе, «секретных тюрем», применение незаконных методов ведения следствия или неоднократных бомбёжек ни в чем не повинных крестьян в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Тут нужна другая активность.
В США есть достаточно профессионалов, которые отлично понимают, что борьба с терроризмом должна сочетать профессиональные оперативные операции с дискредитацией идеологии терроризма и её апологетов. Последнее становится сейчас всё более и более актуальным. Если ситуация понимается нынешними руководителями в таком ключе, то ставящаяся перед Антитеррористическим Центром задача «вдохнуть новую жизнь» в проведении серьёзных антитеррористических операций будет реально выполнимой и будет приветствоваться партнёрами за рубежом. Противоборство с международным терроризмом является долговременным и трудным процессом и, не питая особой симпатии к Центральному разведывательному сообществу и вообще к американскому разведсообществу, тем не менее мы заинтересованы – и считаем, что это в наших общих интересах - чтобы специалисты по борьбе с терроризмом более эффективно крепили совместное сотрудничество.