Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий – РИА Новости.
Виктор Ющенко выступил в Верховной Раде с ежегодным посланием, в котором предложил принять новую Конституцию страны. Таким образом, президент Украины не просто выступил за пересмотр политической реформы, вступившей в силу лишь 1 января нынешнего года, но и предложил большой политический проект. По мнению Ющенко, на первом этапе необходимо создать Конституционную комиссию из представителей политических сил, общественности, неправительственных организаций, органов местного самоуправления, научных работников, экспертов. Эта комиссия должна подготовить проект новой Конституции, который затем будет вынесен на референдум.
Инициатива Ющенко связана с двумя приоритетами деятельности украинского президента.
Первый приоритет – успешное выступление на мартовских выборах в Раду пропрезидентского блока «Наша Украина». Пока все социологические опросы показывают, что ющенковцы отстают от Партии регионов Виктора Януковича – так, по данным Центра имени Разумкова, у «регионалов» за полтора месяца до выборов 29,9% голосов, а у «Нашей Украины» - 19,6%. При этом социологи зафиксировали рост рейтинга партии Януковича, которая пользуется поддержкой абсолютного большинства избирателей украинского Востока.
Теперь Ющенко выдвигает большой политический проект, который неизбежно окажется в центре внимания СМИ. Это тем более важно, что политическая реформа, предусматривающая усиление полномочий парламента за счет президента, была проведена в рамках верхушечного соглашения. Кучмовская элита только на этом условии согласилась на то, что президентом станет «оранжевый» лидер. Однако за последний год украинская политическая элита не сделала практически ничего, чтобы легитимировать эту сделку в глазах населения Украины. В результате большинство украинцев относится к политическому компромиссу весьма скептически – не случайно, что Ющенко в своем выступлении перед депутатами привел данные социологов, согласно которым политреформу поддерживают 3-6% граждан страны.
С помощью предложения принять новую Конституцию, разумеется, предусматривающую расширение прав президента, Ющенко пытается снова стать законодателем украинской политической моды, которую он начал утрачивать в последнее время: когда развалилась «оранжевая» коалиция, а европейские мечты новой власти оказались под серьезным сомнением. Европа не собирается «бросать» своих украинских партнеров, но идти им на принципиальные уступки в вопросе интеграции в Евросоюз никто из принимающих решения политиков не намерен. Если Ющенко сможет вернуть себе инициативу, шансы его партии на успешное выступление на выборах повысятся. Хотя догнать «регионалов» ей и в этом случае будет весьма сложно, но занять твердое второе место (с существенным отрывом от «Блока Юлии Тимошенко») сторонникам президента может быть под силу – разумеется, при успешно проведенной избирательной кампании и известной доле везения.
Второй приоритет Ющенко носит более долгосрочный характер. Это желание вернуть себе роль безусловного лидера политической системы Украины, которую он утратил в результате все той же политической реформы. Понятно, что большинство парламентских партий (разумеется, исключая «Нашу Украину») выступает против того, чтобы отказаться от только что приобретенных прав. Поэтому президент собирается прибегнуть к возможностям плебисцитарной демократии, собираясь использовать такой ее инструмент как референдум. При этом расчет Ющенко основан на том, что в ходе противостояния между главой государства и частью политического истеблишмента население выберет «более надежную» сторону, персонифицированную в одном лидере, а не в совокупности часто конфликтующих друг с другом политиков.
Неудивительно, что депутаты Рады негативно оценили обращение Ющенко. После своего выступления президент Украины признал, что ощутил психологический дискомфорт в зале парламента, а депутатов назвал «уставшими и наэлектризованными». Понятно, что он рассчитывает сыграть на известном недоверии «простых людей» к политикам. Однако, выступив с идеей референдума, Ющенко серьезно рискует. Плебисцитарная демократия может успешно работать на территориях с однородным населением. Например, в США распространены референдумы на уровне отдельных штатов по самым разным вопросам, но никто не решается проводить общенациональные голосования – чтобы, невзначай, не столкнуть Север с Югом, а Восток с Западом. Де Голлю было весьма удобно проводить референдумы во Франции, которая со времен якобинской диктатуры подверглась масштабной унификации, когда даже исторические области, сложившиеся еще в раннее Средневековье, были заменены на новосозданные департаменты, а федерализм был приравнен к сепаратизму.
В современной же Украине референдум может привести к дальнейшему росту противоречий между различными регионами страны, которые наглядно проявились на президентских выборах. А раз так, то идея Ющенко может привести для него к эффекту бумеранга.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции