ГАРУТ (Провинция Западная Ява, Индонезия), 9 фев - РИА Новости, Михаил Цыганов. Само слово "вулкан" на индонезийский язык переводится как "огненная гора", и только тех из них, которых относятся к категории активных, на небольшом, но самом населенном острове страны Ява насчитывается 34.
Сейчас мы находимся в шести километрах от кратера одного из них - 2.248-метрового Гунтура.
"Этот вулкан в последнее время беспокоит нас особенно сильно", - сказал в интервью РИА Новости в городе Бандунг директор Центра вулканологии и снижения геологических рисков (ЦВСГР) Индонезии Йоусана Сиагиан.
Впрочем, такое беспокойство не является здесь чем-то необычайным. Крупнейший архипелаг мира - часть так называемого тихоокеанского "Огненного кольца" (мощного тектонического разлома). Плита, формирующая дно Индийского океана, заходит здесь под азиатскую плиту. Океанские тектонические плиты под колоссальным давлением спускаются к мантии земного шара и на глубине около ста километров под поверхностью начинают плавиться, что приводит к выбросам раскаленной лавы. И потому по всей длине "Огненного кольца" (3 тысячи 218 километров) располагаются вулканы.
У каждой из 79 активных "огненных гор" крупнейшего архипелага мира, отнесенных местными сейсмологами к наиболее опасной категории "А", стоит пост контроля ЦВСГР.
"Извержение вулкана - как наводнение", - говорит РИА Новости глава поста контроля за Гунтуром 43-летний Ваван (Wawan). Он родился и живет в столице провинции Западная Ява городе Бандунг, а в ЦВСГР работает 13 лет.
"Крайне редко бывает так, что переход от первой стадии, "нормально", до четвертой, "берегись!", происходит за один день. Обычно угроза накапливается, как прибывает вода в реке в момент половодья, и мы успеваем предупредить местное население", - отмечает эксперт.
Центр вулканологии не располагает собственной системой оповещения: он информирует администрацию соответствующих районов. А уже та, в свою очередь, доносит информацию до каждого жителя. Но, несмотря на кажущуюся неповоротливость такой системы, по словам собеседника агентства, сообщение о тревоге может быть доведено до всех, кого оно касается, уже через час.
Гарут расположен в самом сердце Западной Явы. Эту изобилующую вулканами гористую местность издавна называют Перианган или Парахьянган, что по-сундански (на языке жителей западной части острова) означает "Обитель Богов".
"Наш пост контролирует также вулканы Галунгунг и Папандаян. Хотя там есть свои наблюдатели, мы играем роль своего рода регионального центра и обмениваемся с ними данными", - сообщил он.
Да, работа не из легких. 2.622-метровый Папандаян извергался последний раз в 2002 году, а 2.167-метровый Галунгунг - в 1982 и 1997 годах, однако жители Западной Явы и по сей день помнят первое из этих двух извержений намного лучше.
"Спавший" до этого на протяжении нескольких столетий вулкан неожиданно выбросил огромное количество пепла, который покрыл все окрестности метровым слоем. Более того, гигантский столб пепла чуть было не стал причиной аварии двух пролетавших поблизости авиалайнеров. Выбросы из кратера продолжались еще два года, и многим авиакомпаниям пришлось менять привычные маршруты рейсов.
Впрочем, если не считать необычайной продолжительности выбросов, все остальное является для Индонезии явлением нередким.
Между тем, сейчас на Галунгунге и Папандаяне имеется всего по одному сейсмическому датчику, тогда как на Гунтуре, от которого пост находится всего в шести километрах, - целых пять. Почему?
"Извержение Гунтура зарегистрировано последний раз в 1847 году, и мы опасаемся вскорости нового: там, в недрах земли копится энергия", - говорит эксперт.
К ведению ЦВСГР относится и предупреждение местного населения о возможных оползнях. Ведь выбросы лавы накапливаются на склонах постепенно, а затем обрушиваются в долины в момент сильных дождей.
Еще одно важное направление деятельности Центра - работа с местным населением (особенно школьниками) по разъяснению опасности вулканов и правильных действиях в момент угрозы.
Но почему же индонезийцы всякий раз во время все новых и новых извержений сначала спасаются бегством, а затем возрождают разрушенные потоками раскаленной лавы селения все на тех же прежних местах?
"У них нет выбора, - говорит собеседник агентства. - Огненные горы грозят смертью, но они же удобряют возделываемые на протяжении десятков поколений рисовые поля".